ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МЕНЮ

Мы рады приветствовать вас на официальном сайте нашей школы!

Сайт адресован всем, кому интересно знать, чем живет наше образовательное учреждение.

О нашей школе.

proshkol

Про школу

...Первыми выпускниками стали первоклассники 1967 г...

подробнее

19861

Наши выпускники

Фотогалерея наших выпускников.

подробнее

medalist

Медалисты

Ученики нашей школы, получившие медали за достижения в учении.

подробнее

Добро пожаловать на наш сайт!

Slobod

Здравствуйте!

Приветствуем Вас на официальном сайте

Муниципального общеобразовательного учреждения

"Ёдвинская средняя общеобразовательная школа"

- электронном портрете нашей школы.

На сайте - события и новости школы, основные нормативные акты, регулирующие процесс обучения и воспитания, информация об администрации и педагогах, и ещё много различной информации о нашей любимой школе.

На сайте Вы можете обратиться к нам используя форму в разделе "ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН"

Директор школы Слободянюк Ирина Анатольевна

 

 

Рабочая учебная программа
по русскому языку
(образовательная область «Филология»)
Общеобразовательный уровень, II ступень образования
Срок реализации программы 5 лет.
Составлена на основе примерной программы
«Русский язык 5-9 классы».
Составитель: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.
 
 
Составлена
Иванченко Е.А.,
Тоноян Ю.Ю.
 
 
 
пст.Ёдва, 2011г.

 

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа предназначена для изучения предмета «Русский язык» в основной средней школе. Она составлена на основе типовой общеобразовательной программы, с учётом базисного плана общеобразовательной школы (приказ Министерства образования РФ №56 от 30.06.99.), с учётом содержания обязательного минимума основного общего филологического образования (приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.06.98.). Требования к уровню подготовки выпускников средней школы, с учётом НРК (указ Главы РК № 301 от 13.06.01).

Структура программы – концентрическая.

Вид программы – базовая.

Учебники:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса ОУ.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 6 класса ОУ.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса ОУ.

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебник для 8 класса ОУ.

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебник для 9 класса ОУ.

 Русский язык – язык  русского народа. Он служит ему средством: а)общения во всех сферах жизни ( в быту, между гражданами  и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

   Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

  Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является  государственным языком.

  Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность  обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

   Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает знания  о родном языке и формирует у них  языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

  Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

  Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве и функционировании) , развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

   Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих  практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников  умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование  навыков чтения и т.д.

Содержание школьного курса русского языка в 5-9 классах. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются  элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных. 

  Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразовании, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

    Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

     Структура школьного курса русского языка в V-IX классах.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

     Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в V, VI  и  VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса в VIII-IX классах.

     Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучения некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы " Лексика", " Словообразование", " Имя существительное", " Имя прилагательное", "Глагол" даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI  и IX классах.

     Работа по культуре речи сосредоточена по всем классам.

     В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе "Общие сведения о языке", которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.

      Программа также содержит  национально-региональный компонент (НРК), который предусматривает  более подробное знакомство  с произведениями коми писателей и поэтов  при анализе предложений , знакомство с культурой коми народа.
      Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе " Повторение пройденного в I-IV классах" определено содержание этой работы, что  продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их. учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени  предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

       В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

        В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навык, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

        В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.

   Основные направления работы по русскому языку в V-IX классах.

   Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

        Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении т. д.

        Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся  при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для обработки навыков самоконтроля.

        Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

         Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание не требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

      Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

      Обучая школьников русскому языку в V-IX классах, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма, формируемые в I-IV классах, предъявляет необходимые требования к графически правильному и разборчивому оформлению всех записей в тетрадях, обращает внимание на то, чтобы Учащиеся писали строго на строке тетради (а не между строк) буквы одинаковой высоты, правильно писали прописные буквы ( Г, а не г, П, а не п и т. п.) и строчные буквы, состоящие из графически близких элементов( ш и т , м и ш, и и е, о и а, н и п и т. п.), соблюдали требуемый наклон букв, интервал между словами, правильно и единообразно располагали в тетради записи даты, названия темы урока, наименование видов работ, номеров упражнений, эпиграфов, соблюдали красную строку, аккуратно оформляли различные условные обозначения при грамматическом разборы слов и предложений.

     В связи с этим особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Нужно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждый ученик чувствовал ежедневную ответственность за свои записи в них. Особенно пристальный контроль следует установить за состояниями тетрадей слабоуспевающих учащихся, которым необходимо оказать повседневную помощь в правильном оформлении всех записей.

     Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

      Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

     Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

      Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучая школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.

      Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснениями к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

       Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдение над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

       Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

       На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

       Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся –

предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

       Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

       Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образование формы, раскрытия значения.

       Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроками такие

 формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые

требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий учитель должен приобщить учащихся и к разнообразной

научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом. Все это будет способствовать повышению интереса к русскому языку у ребят и более качественному его преподаванию учителя.

 

       Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ(обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

       Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащие, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство);  на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии - с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой - со звуком, тембром, интонацией.

       Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства.      

 Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент     зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.                                                                       

      Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

     Применение программы в процессе преподавания русского языка. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать ее выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы обобщенно ( в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличить ( за счет повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.

       Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.

 

 

 

Основное содержание:

 

Всего часов — 714, из них  71 ч. национально-региональный компонент (НРК), из них основное содержание — 643 ч. Уроки с введенем НРК проходят  за счет  уроков развития речи, уроков-практикумов.

 

Формирование коммуникативной компетенции — 118 ч.

Общие сведения о русском языке — 15 ч.

Фонетика, орфоэпия — 15 ч.

Морфемика — 40 ч.

Лексика и фразеология — 32 ч.

Морфология  - 165 ч.

Синтаксис — 161 ч.

Орфография и пунктуация — 100 ч.

Формирование культуроведеческой компетенции — 10 ч.

 

                        5 класс  ( 204 ч.)

 

   Язык — важнейшее  средство общения ( 2ч. + 1 ч.)

   Повторение пройденного в 1-4 классах ( 17 ч. + 3 ч.)

   Синтаксис. Пунктуация. Культура речи  ( 29 ч. + 7 ч.)

   Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. ( 15 ч. + 3 ч.)

   Лексика. Культура речи ( 8ч.+ 2ч.)

   Морфемика. Орфография. Культура речи ( 22ч. + 4 ч.)

   Морфология. Орфография. Культура речи.

       Самостоятельные и служебные части речи ( 1ч.)

       Имя прилагательное ( 12ч.+ 4 ч.)

       Глагол ( 36 ч.+ 6 ч.)

   Повторение и систематизация пройденного в 5 классе ( 6ч.+ 2ч.)

 

 

                        6 класс  ( 204 ч.)

 

   Русский язык — один из развитых языков мира ( 1ч.)

   Повторение пройденного в 5 классе ( 12ч. + 2ч.)

   Лексика и фразеология. Культура речи ( 12 ч.+ 3ч.)

   Словообразование. Орфография. Культура речи ( 27ч. + 4 ч.)

   Морфология. Орфография. Культура речи.

            Имя существительное. ( 22 ч.+ 3ч.)

            Имя прилагательное. ( 22ч. + 3ч.)

            Имя числительное . ( 17ч. + 2ч.)

            Местоимение. ( 22 ч.+ 3 ч.)

            Глагол ( 29 ч.+ 6 ч.)

   Повторение и систематизация пройденного в 6 классе ( 12 ч.+ 2 ч.)

 

 

                        7 класс ( 136 ч.)

 

 Русский язык как развивающееся явление. (1 ч)

  Повторение  пройденного в 5-6 классах ( 12ч.+2 ч.)

  Морфология. Орфография. Культура речи .

              Причастие ( 14ч. + 6 ч.)

              Деепричастие ( 13ч.+ 2ч.)

              Наречие ( 16 ч.+ 6 ч.)

              Категория состояния  ( 4ч.+ 2 ч.)

              Служебные части речи. Культура речи ( 1ч.)

              Предлог ( 9ч.+ 2 ч.)

              Союз ( 13ч.+ 2 ч.)

               Частица ( 9 ч. + 4 ч.)

               Междометие. Звукоподражательные слова. ( 4ч.)

  Повторение  систематизация пройденного в 7 классе . ( 12 ч. + 2 ч.)

 

                        8 класс  ( 102 ч.)

 

    Функции русского языка в современном мире   ( 1ч.)

    Повторение пройденного в 5-7 классах    ( 6ч. + 2 ч.)

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

         Словосочетание ( 2 ч.)

         Простое предложение ( 3ч. + 1 ч.)

   Простые двусоставные предложения.

         Главные  члены предложения ( 6ч. + 2 ч.)

         Второстепенные члены предложения ( 6ч. + 2 ч.)

   Простые односоставные  предложения  ( 9 ч. + 2 ч.)

   Неполные предложения ( 2ч.)

   Однородные члены предложения ( 12 ч. + 2 ч.)

   Обращения, вводные слова и междометия ( 9ч. + 2 ч.)

   Обособленные члены предложения  ( 18 ч. + 2 ч.)

   Прямая и косвенная речь ( 6ч. + 1 ч.)

   Повторение и систематизация пройденного в 8 классе  ( 5ч. + 1 ч.)

 

                   9 класс      ( 68 ч.)

 

  Международное значение русского языка ( 1ч.)

  Повторение  пройденного в 5-8 классах  ( 5ч. + 2 ч.)

  Сложное предложение. Культура речи.

          Сложные предложения ( 1ч.)

          Союзные сложные предложения  ( 6 ч.)

          Сложносочиненные предложения ( 3ч.+ 2 ч.)

          Сложноподчиненные предложения ( 19ч. + 5 ч.)

          Бессоюзные сложные предложения ( 6ч. + 2 ч.)

          Сложные предложения с различными видами связи ( 5ч. + 2 ч.)

  Общие сведения о языке ( 3ч.)

  Систематизация   изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,    культуре речи. ( 4ч. + 2ч.)

 

                 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе.

204 часа, из них на развитие речи – 37ч.

 

 

ТЕМА УРОКА

ТИП УРОКА

Домашнее

задание

Дата проведе

ния

РАЗДЕЛ  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

1

Наука о русском языке, её основные разделы.

Урок усвоения новых знаний(УУНЗ)

Выучить наизусть высказ о языке

 

2

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

УУНЗ

№1,2.Упр7, подобрать посл о языке, учёбе

 

3

Язык и его единицы

Урок – конкурс «Лучший рассказчик»

№4, упр.12. Прослушать сообщен по телевид и пересказать в кл.

 

4

Стили речи

Развитие речи

Найти в учебн науч текст, в хрестомат – отрывок худож текста

 

РАЗДЕЛ 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

5

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Урок повторения и закрепления изученного (УЗИ)

Упр.22 (3 слова раздел на слоги для переноса)

 

6

Орфограмма.

УЗИ

Упр 27(обозначить морфемы с орф.,расстав ударения)

 

7

Правописание проверяемых безударных в корне слова

Повторит- обобщающий (П –О)

№8, упр 33

( обозн орф,подобр провер слово)

 

8

Безударные непроверяемые гласные в корне слова.

П –О

Упр 38. Инд. словарн дикт из 10 словар слов

 

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова

П - О.

Упр 43, подобр проверочн слова

 

10

Правописание непроверяемы и непроизносимых согласных

П – О

Упр 46 сост связный текст, подчеркнуть орф.

 

11

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

П - О

№10,упр 49 подгот к диктанту по памятке с.282

 

12

Буквы И,У,А после шипящих

П – О

Упр 53, сост предложения (текст)со словами

 

13

Разделительные Ь и Ъ

П – О

Упр 57, распределить слова в 2 группы

 

14

Отличие предлога от приставки

П – О

Упр. 61

 

15

Текст

Развитие речи

Упр 65, списать, озаглавить

 

16

Обучающее изложение (по упр 66)

Развитие речи

Написать излож по плану

 

17

Части речи

П - О

Упр 69, озаглавить,опред все части речи в 1,2 предл.

 

18

Наречие

П – О

Упр 72

 

19

Глагол

Повтор - обобщ

Упр 77, озаглав, запис 5 гл в неопред форме

 

20

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

П-О

Упр 79

 

21

Тема текста.

Развитие речи

Выбрать тему, создать текст

 

22

Личные окончания глаголов

П-О

Упр 87

 

23

НЕ с глаголами

П-О

 

 

24

Имя существительное

П-О

Упр. 92(уст),93

 

25

Буквы Е-И в окончаниях существительных

П-О

Упр 97

 

26

Ь после шипящих на конце существительных

П-О

Упр 94

 

27

Имя прилагательное

П-О

Задание по карточкам

 

28-29

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

Развитие речи

Дописать сочинение

 

30

Местоимение

П-О

Упр 111

 

31

Основная мысль текста «Памятный день».

Развитие речи

Написать сочин. На узкую тему

 

32

Контрольная работа. Диктант с допол заданиями

Урок контроля знаний

 

 

33

Анализ контрольной

Коррекция знаний

Составить словарн диктант .

 

РАЗДЕЛ 3 .  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

34

Синтаксис как раздел грамматики

УУНЗ

План № 25, упр 120

 

35

Словосочетание. Строение словосочетаний

УУНЗ

№26, Упр 126

 

36

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

УЗИ

Упр 130

 

37

Виды словосочетаний

Урок- практикум

Упр 132

 

38

Разбор словосочетания

Урок- практикум

Упр133

 

39

Предложение

УУНЗ

№28, упр 136

 

40-41

Сжатое изложение

Урок развития речи

Подгото выступл «Гордость- это хорошо или плохо?»

 

42

Виды предложений по цели высказывания

УУНЗ

№29, упр 147

 

43

Виды предложений по эмоцион окраске

УУНЗ

№30, упр 151

 

44

Члены предложения. Сказуемое.

УУНЗ

 

 

45

Подлежащее

УУНЗ

№33, упр 165

 

46

Тире между подлежащим и сказуемым

УУНЗ

!34, упр 169

 

47

Распространенные и нераспрост предлож

УУНЗ

№35, упр174

 

48

Второстеп члены предложения. Дополнение

УУНЗ

№36,37,38

 

49

Определение

УУНЗ

Сост предлож или связ текст по сюжет рисунку

 

50

Обстоятельство

УУНЗ

Творческая работа: как и где вы отдыхаете на каникулах?

 

51

Главные и второстепен. Члены предлож.

П-О

1в. 182,2в 183

 

52-53

Однородные чл предложения. Знаки препин при ОЧП

УУНЗ

№40,41.

 

54

Обобщающие слова при ОЧП

УУНЗ

Упр 205

 

55

Обращение

УУНЗ

Сост предлож с обр.

 

56

Письмо

Развитие речи

Написать пись Деду Морозу

 

57  

Синтаксический разбор предложения

Практикуи

№45, упр 217

 

58-59

Функционально- смысловые типы речи

Развитие речи

Найти тексты разных типов, обосновать

 

60

Предложения с вводными словами

УУНЗ

Творч работа

 

61

Простые и сложные предложения  Тест

П-О

Упр 231

 

62

Синтакс и пунктуацион разборы простого предложения

УЗИ

Упр 235

 

63

Прямая речь

УУНЗ

№48, упр 238

 

64

Прямая и косвенная речь

Урок закреп изученного

Упр 241

 

65

Диалог

УУНЗ

№49, упр 249

 

66

Синтаксис и пунктуация

П-О

Упр 253, вопросы и задания к теме

 

67

Контрольный тест

Урок контроля

 

 

68

Анализ контрольного теста

Урок коррекции знаний

 

 

69

Выборочное изложение по упр 254

Развитие речи

 

 

РАЗДЕЛ 4. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

70

Фонетика – наука о звуках.

УУНЗ

№50, упр 259

 

71

Гласные звуки

П-О

№51, упр 258

 

72

Согласные звуки.

П-О

№52, упр 268

 

73

Изменение звуков в потоке речи.

УУНЗ

№53, упр270

 

74

Согласные твёрдые и мягкие

П-О

№54, упр 273,274

 

75

Повествование

Развитие речи

№55,сотавить план любим сказки

 

76

Согласные звонкие и глухие.

П-О

№56, упр 282

 

77

Графика. Алфавит.

Комбинирован урок

№57,58, список класса в алфавит порядке

 

78-79

Описание предмета. Сочинение

Развитие речи

Написать сочин в худож стиле

 

80

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

УУНЗ

№60, упр 298,300

 

81

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

УУНЗ

№61, упр 306

 

82

Двойная роль букв Е.Ё.Ю.Я

УЗИ

Упр 308, №61

 

83

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

УУНЗ

№ 6222, упр 312

 

84

Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи.

УУНЗ

№63, упр 313

 

85

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика.»

П - О

Контрол вопросы, упр 316

 

86

Контрольная работа по теме «Фонетика…»                                 Тест

Урок контроля знаний

 

 

87

Работа над ошибками. Анализ.

Урок коррекции знаний.

 

 

88-89

Сочинение по картине «Цветы, фрукты, птица»

Урок развития речи.

Закончить сочинение.

 

 

РАЗДЕЛ 5.  ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ.

 

90

Слово и его лексическое значение

УУНЗ

№ 64 упр 328

 

91

 Словари.

Урок- практикум

Кроссворд

 

92

Однозначные и многозначные слова

УУНЗ

№ 65, упр 333 или 334

 

93

Прямое и переносное значение слов.

УУНЗ

№ 66, 1в.-337, 2в.- 341

 

94

Омонимы

УУНЗ

№ 67, упр 347, 348 (уст)

 

95

Синонимы

УУНЗ

№ 68, упр 349 и 353

 

96

Синонимы

УЗИ

Упр 3353

 

97- 98

Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Развитие речи

Выписать омономы и синонимы из «Детство» М.Горького.

 

99

Антонимы

УУНЗ

План по теме «Лексикология», контр вопросы

 

100

Контрольная работа по теме «Лексикология»

Урок контроля знаний

 

 

101

Анализ, работа над ошибками.

Урок коррекции

 

 

102 - 103

Изложение «Первый снег»

Урок развития речи

Составить словарь на одну из тем (слова в алфавит порядке)

 

РАЗДЕЛ 6.    МОРФЕМИКА КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ. ОРФОГРАФИЯ.

104

Морфемика как раздел лингвистики.

УУНЗ

№70, упр 365

 

105

Изменение и образование слов.

Комбинир урок

№71, упр 370

 

106

Окончание и основа слова

УУНЗ

№ 72,73, упр 373

 

107

Корень слова

Комбинир урок

№ 74, упр 382

 

108

Сочинени – рассуждение в повествовании.

Развитие речи

Рассужд на граммат тему

 

109

Суффикс

УЗИ

Упр 392, №76

 

110

Суффикс

УЗИ

Упр 399

 

111

Приставка

УУНЗ

Упр 403

 

112

Морфемные словари русского языка

УУНЗ

Упр 405

 

113-114

Выборочное изложение с изменением лица рассказчика

Развитие речи

Дописать изложен

 

115

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах

УУНЗ

№78, упр 409

 

116

Беглые гласные

УУНЗ

№79, упр 412

 

117

Варианты морфем

Комбинир урок

С 80, упр 415

 

118

Морфемный разбор

УЗИ

С 81, упр 417

 

119

Правописание гласных и согласных в приставках

Комбинир урок

№82, упр 422 или 421

 

120-121

Буквы З-С на конце приставок

УУНЗ

№83, упр 423, 426

 

122

Буквы О-А в корнях ЛАГ- ЛОЖ

УУНЗ

№84,упр431 или432

 

123

Буквы О-А в корнях РАСТ (РАЩ) - РОС

УУНЗ

№85, упр 438

 

124

Буквы Ё –О после шипящих в корне

УУНЗ

№86, упр445

 

125

Буквы Ы- И после Ц

УУНЗ

№87, упр449

 

126

Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»

П-О

Контрол вопросы,

Упр 452(1в), 454 (2в)

 

127-128

Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Развитие речи

Подготов к контр работе

 

129

Контрольная работа

Урок контроля

 

 

130

Анализ контрол работы

Урок коррекции знаний

 

 

131

Основные способы и средства связи предложений в тексте

Развитие речи

Составить связный текст

 

РАЗДЕЛ 7.   МОРФОЛОГИЯ.

132

Морфология как раздел грамматики.

УУНЗ

№88, упр 461

 

133

Самостоятельные и служебные части речи.

УУНЗ

Упр 462

 

                                       ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

134

Имя существительное как часть речи

Комбинир урок

№88, упр463

 

135-136

Доказательства в рассуждении

Развитие речи.

Сочин – рассужд «Зачем нам нужен алфавит?»

 

137

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Комбинир урок

Упр 481

 

138

Им. существительные собственные и нарицательные

Комбинир урок

№92, упр 491 или 492

 

139

Морфологический разбор им существит

Комбиниров урок

Упр 498

 

140

Сжатое изложение (упр 496)

Развитие речи

Написать изложение

6

141

Род им существительных

УУНЗ

№94, упр 505

 

142

Им существительные,имеющие форму только мн числа

УУНЗ

№95, упр 510(письм), 511 (уст)

4.03

143

Им существит только в форме ед числа

УУНЗ

№96, упр 515,516

5

144

Три склонения им существительных

Комбиниров урок

№97, упр 519

9

145

Падеж имён существительных

Комбинир урок

№98, упр 523

10

146

Правописание гласных в падеж окончаниях сущ ед числа

Комбинир урок

Из литер произв выписать 10 с/сочет с сущ

11

147

Существительные на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.

УУНЗ

№99, сочин по иллюстрации

12

148

Подробное изл с элементами описания

Развитие речи

 

13

149

-Е, -И в окончаниях существительных

УЗИ

Упр 545

15

150

Контрольный диктант

Урок контроля знаний

 

16

151

Анализ контрольной работы

Коррекция знаний

Предл с сущ «книга» в роли разн чл предл

17

152

Множественное число им существительных

Комбинир урок

№100,упр552

18

153

О –Ё после шипящих и Ц в окончан сущ

УУНЗ

№101, упр557

19

154

О –Ё после шипящих и Ц в оконч сущ

УЗИ

Упр 560

20

155-156

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

П-О

Упр 562

22

157

Контрольная работа по теме «Имя сущ»

Урок контроля

Диктант сост из лингвист терминов

23

                                                     ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

158

Имя прилагательное как часть речи

УУНЗ

№102, упр 574

24

159

Имя прилаг как часть речи

Комбинир урок

Упр573

25

160

Правопис гласных в падеж окончаниях прилагательных

УУНЗ

№103, упр 581

26

161

Гласные в падежн окончаниях прилаг

УЗИ

Упр 586

27

162

Буквы О-Ё после шипящих в окончан прилагательных

УУНЗ

Сост словар дикт на изуч орфограм

29

163-164

Описание животного (упр 587)

Развитие речи

№104

30- 31

165

Прилагательные полные и краткие

УУНЗ

№105,

1 апр

166

Краткие прил с основой на шипящую

УУНЗ

Упр595

2

167

Морфологический разбор им прилагат

Комбинир урок

№106, упр 600,вопр

3

168-169

Обобщение и систематизация знан по теме «Имя прилагательное»

П-О

Творч работа

5

170

Контрольный зачёт по теме

Урок контроля

 

6

171

Анализ работы

Коррекция знан

 

7

172

Подготовка к сочин – описан животного на основе личн впечатлений

Развитие речи

Написать сочинение

8

                                                                     ГЛАГОЛ.

173-174

Глагол как часть речи

Комбинир уроки

Упр 608

9- 10

175

НЕ с глаголами

Комбинир урок

Упр 613 или 617

19

176

Рассказ

Развитие речи

Придум свой рассказ

20

177

Неопределённая форма глагола

УУНЗ

№110, упр628

21

178

- ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах

Комбинир урок

№111,упр 642

22

179

Виды глагола

УУНЗ

№112, упр648

23

180

Контрольный диктант

Урок контроля

 

24

181

Видовые пары

УУНЗ

№113,упр650

26

182

Буквы Е-И в корнях с чередованием

УУНЗ

Упр653

27

183

Буквы Е –И в корнях с чередованием

УЗИ

Упр656

28

184

Невыдуманный рассказ о себе

Развитие речи

Написать рассказ

29

185

Время глагола

Комбинир урок

№115,уст высказ на грам тему

30

186

Прошедшее время глагола

Комбинир урок

№116,упр 665

3 май

187

Настоящее время глагола

УУНЗ

№117, упр668

4

188

Будущее  время глагола

УУНЗ

№118, упр 676

5

189

Спряжение глаголов

УУНЗ

№119,120,упр682

6

190

Спряжение глаголов0

УЗИ

Упр 690

7

191

Морфологический разбор глагола

Комбинир урок

№121, упр 700

8

192

Ь в глаголах 2 лица един числа

УУНЗ

№122, упр702

11

193

Ь в глаголах 2 лици ед числа

УЗИ

№123, упр 710

12

194

Употребление времён

УУНЗ

№123, упр712

13

195

Систематизация и обобщение темы «Глагол»

П-О

Упр 717

14

196

Контрольная работа по теме «Глагол»

Урок контроля

 

15

                          РАЗДЕЛ 8. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ.

197

Разделы науки о языке

П-О

№124,уст сообщение о языке

17

198-199

Орфограммы в приставке и корне слов

П-О

№125, упр736

18

200

Орфограммы в окончаниях слов

П-О

№126, упр740

19

201

Употребление Ь и Ъ. Ь на конце после шипящих

П-О

№127, упр 746

20

202

Знаки препинания в ПП и СП.

П-О

№128, упр750

21

203-204

Комплексный анализ текста

Уроки контроля

 

22-24

 

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку

 за курс 5 класса.

 

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

 

         По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

     Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

 

         По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

       

       По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты 9в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

      Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

      Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

      Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

      Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

 

 

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Форма работы

Дом.задания

 

I.

Русский язык – один из развитых языков мира

1

 

 

 

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Беседа, работа с учебником

№2(уст.),3(п);  словарь

 

II.

Повторение изученного

в V классе

12+3РР;

1КД

 

 

 

2

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

1

Диалог, тренировочные упражнения, выборочный диктант

П.1,словарь,

№5, 8

 

3

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова

1

Практикум, вопросы, тест

П.2, словарь, №13

 

4

Орфограммы в приставках и корнях слов

1

Работа с учебником, тренировочные упражнения, задания в печатной тетради

П.2, №16, словарь

 

5

Части речи. Морфологический разбор слова

1

К.в. с.9, работа с учебником, распределительный диктант

П.3, к.в. с.9, №20

 

6

Орфограммы в окончаниях слов

1

Вопросы, работа с текстом учебника, практикум

П.4, к.в. с.10, №23

 

7

РР Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» (упр.25)

1

ИКТ

Беседа по вопросам, творческая работа

Дописать сочинение

 

8

Словосочетание

1

Практикум

П.5, к.в. с.12, №27, 16

 

 

 

9

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

1

Работа в печатной тетради, тренировочные упражнения

П.6,к.в.с.12; словарь, №33

 

10

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

1

Тренировочные упражнения, графический диктант

П.7, к.в. с.14; №36

 

11

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

1

Беседа, тренировочные упражнения

П.8, учить план синтаксического разбора; №39

 

12

Прямая речь. Диалог

1

Работа с учебником, тренировочные упражнения

П.9, к.в. с.17, №41

 

13

РР  Текст

1

ИКТ

Работа с текстами, беседа

П.10, правило; №49

 

 

14

РР Стили речи. Официально-деловой стиль

1

ИКТ

Работа с текстами, беседа

П.11, определение с.21; №51

 

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Контрольный диктант

Повторить словарные слова

 

16

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками, словарный диктант

№48, повторить словарь

 

III.

 Лексика и фразеология

14+4РР;

1 КД

 

 

 

 

17

Повторение изученного по лексике в 6 классе

1

Работа с учебником, практикум

П.12, определение; правило; словарь; №57

 

18

Лексикография. Словари

1

ИКТ

Работа со словарями. практикум

№58, повторить словарь

 

19-20

РР  Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

2

ИКТ

Творческая работа

Дописать сочинение; словарь

 

21

Общеупотребительные слова

1

Работа с текстами, беседа.

П.14,определение; словарь;  №65

 

22

Профессионализмы

1

Работа с учебником, беседа, тренинг

П.15, правило; словарь; №69

 

23

Диалектизмы

1

Работа с учебником, беседа, тест

П.16, правило; №75 (2-3 предложениями ответить на вопрос, что заинтересовало В.И.Даля в речи ямщика)

 

24-

25

РР  Сжатое изложение по тексту  М.Булатова и В.Порудоминского (упр.75)

2

Творческая работа

Повторить словарные слова

 

26

Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова

1

ИКТ

Работа с текстами, тренинг

П.17, 18; определения;

№ 83(уст); 81(п)

 

27

Устаревшие слова

1

ИКТ

Работа с текстами, тренинг

П.19, правило; №86

 

28

Неологизмы

1

ИКТ

Работа с текстами, тренинг, работа со словарём

П.20, правило; словарь; №89

 

29

Исконно русские и заимствованные слова

1

ИКТ

Работа с текстами, тренинг

П.21, правило;  словарь; №95(диктант),  №96

 

30

Фразеологизмы

1

ИКТ

Работа с текстами, тренинг

П.22, 23  определение; правило; №101, 102

 

31

Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика»

1

Практикум

К.в. с.48, №107

 

32

Тест по теме «Лексика»

1

Тест

№106, подгот.к контр. дикт.

 

33

Контрольный диктант по теме «Лексика»

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

 

 

34

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Повторить п.1-12

 

IV.

 Словообразование и орфография. Культура речи

18+4РР;

1 КД

 

 

 

 

35-36

Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе

2

Работа с текстами, тренинг

П.24, правило; словарь; №114,

 

 

П.24, правило; словарь; №119

 

37

РР  Описание интерьера

1

ИКТ

Работа с текстами, беседа

П.25, словарь; №122

 

38-39

Основные способы образования слов в русском языке

2

Работа с учебником

П.26, т.м.прочитать; №126

 

  П.26, повторить; №129

 

 

 

40

Этимология слова

1

ИКТ

Работа с Этимологическим словарём, беседа по вопросам

П.27, №131

 

41

РР  Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

1

ИКТ

Беседа по вопросам, составление плана, выборочный пересказ текста

П.28, словарь; №136 (сочинение-описание «Моя комната»)

 

42

Буквы о- а в корнях -кос- - -кас-

1

Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником

П.29, правило; №139

 

43

Буквы о- а в корнях -гор- - -гар-

1

Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником

П.30, правило; №150

 

44

Буквы ы – и после приставок

1

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения

П.31, правило; №153

 

45-46

Гласные в приставках пре- и при-

2

ИКТ

Тренировочные упражнения, выборочный диктант

П.32,правило; №155

 

 

П.32,правило; №156

 

 

 

47

Трудные случаи написания приставок  пре- и при-

1

Тренировочные упражнения, выборочный диктант

П.32,правило; словарь;  выучить трудные слова в рамочках;  №165

 

 

 

48

Соединительные о и е в сложных словах

1

Выборочный диктант, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

П.33, правило; №168, 169

 

49

Сложносокращённые слова

1

ИКТ

Тренировочные упражнения

П.34, правило; словарь; №175, 176

 

50

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

ИКТ

Упражнения, графический диктант, практикум

П.35, №182

 

51-52

Повторение и обобщение изученного в разделе «Словообразование и орфография»

2

Практикум, диктант, к.в. с.76

П.24-35 повторить; к.в. с.76;  №191

 

53

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Контрольный диктант

 

 

54

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Работа над ошибками

Закончить работу над ошибками

 

 

Словообразование и орфография. Культура речи

2РР

 

 

 

 

1-2

(55-

56)

 

РР  Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

2

ИКТ

Творческая работа по картине

Дописать сочинение

 

V.

 Морфология и орфография. Культура речи

 

 

 

 

 

 

-

 

Имя существительное

 

21+1РР;

1КД

 

 

 

 

3-4

(57-58)

Повторение изученного в V классе

2

Работа с учебником, беседа по вопросам, работа в печатной тетради

П.36, правило; №197

 

 П.36, правило; №200

 

 

 

 

5

(59)

Повторение. Склонение имён существительных. Падежные окончания существительных на

-ия, -ий, -ие.

 

1

Тренировочные упражнения

П.36, правило; словарь; №201(п), 204(уст)

 

 

6-7

(60-

61)

Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе существительных на

-мя

2

Диктант (№209), объяснительный диктант, тренировочные упражнения

П.37-38; правило с.84, определения; словарь; №213

 

П.37-38; правило с.84, определения; словарь; №214

 

 

 

8-10

(62-

64

 Несклоняемые имена существительные.  Род несклоняемых имён существительных

3

Практикум, работа с учебником

П.39, т.м. учить; №222

 

П.40, № 225

 

П.39,40 повторить; №228

 

 

11

(65)

Имена существительные общего рода

1

Практикум, упражнения

П.41, т.м.; словарь; №233

 

 

12

(66)

Морфологический разбор имени существительного

1

Практикум, работа с учебником

П.42, план морфологического разбора; №235

 

 

13

(67)

РР Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр. 236)

1

ИКТ

Творческая работа

Дописать сочинение

 

 

14-15

(68-

69)

Не с существительными

2

Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест

П.43, правило; №239

 

П.43, правило повторить; словарь;  №243

 

 

16-17

(70-71)

Буквы ч и щ в суффиксе -чик и

 -щик

2

Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упражнения

П.44, правило, словарь; №248

 

П.44, правило, словарь; №250(

 

 

 

 

 

 

18

(72)

Гласные в суффиксах -ек и -ик имён существительных

1

Работа с учебником, тренировочные упражнения

П.45, правило;  №252

 

 

19

(73)

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных

1

Выборочный диктант, тренировочные упражнения

П.46, правило; №256

 

 

20-21

(74-75)

Повторение по теме  «Имя существительное»

2

Упражнения, тест, контрольные вопросы  с.103

К.в с.103; №263

 

К.в с.103;  словарь;  №268

 

 

 

 

22

(76)

Тест по теме «Имя существительное»

1

ИКТ

 

Тестирование

Подготовиться к контрольному диктанту; п.36-46; №266

 

 

23

(77)

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Диктант

 

 

24

(78)

 

Анализ контрольного диктанта. Работа  над ошибками

1

Работа над ошибками

 

 

 

-

 

Имя прилагательное

 

16+2РР;

1КД

 

 

 

 

25-26

(79-80)

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

2

Выборочный диктант, объяснительный диктант, упражнения

П.47, правило; словарь; №272

 

П.47, правило; словарь; №275

 

 

 

 

27

(81)

РР Описание природы

1

ИКТ

 

 

Работа с текстом

П.48, словарь; №280

 

 

 

28-29

(82-83)

Степени сравнения прилагательных

2

Работа с текстом, упражнения

П.49, определения с.111, словарь; №285

 

 П.49,определения с.111, словарь; №287

 

 

 

 

30

(84)

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

Упражнения, работа с текстами, учебником

П.50, определение; словарь; №292

 

 

31

(85)

Относительные  прилагательные

1

Выборочный диктант, упражнения с текстом

П.51, определение; словарь;  №294

 

 

32

(86)

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий

1

Выборочный диктант, упражнения с текстом, объяснительный диктант

П.52, определения; №300

 

 

33

(87)

 

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев)

1

Работа с учебником, объяснительный диктант

П.52, №299

 

 

34

(88)

Морфологический разбор  прилагательного

1

Практикум

П.53,порядок разбора; №304

 

 

35-36

(89-90)

Не с прилагательными

2

Упражнения, работа с текстами, объяснительный диктант

П.54, правило; №308

П.54, правило; №312

 

 

 

 

37

(91)

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

Работа с текстами, задания в печатной тетради

П.55, правило; №315

 

 

38

(92)

РР Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»  (№315)

1

ИКТ

 

Творческая работа

 

 

 

 

39-40

(93-94)

 

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных  с помощью суффиксов -н-,-онн-, -енн-

2

Работа с учебником, объяснительный диктант

П.56, правило, словарь; №319 

 

П.56, правило, словарь; №323

 

 

 

 

41

(95)

 

 

Контрольный диктант за I полугодие

 

 

1

 

Диктант

 

 

 

42

(96)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

 

 

 

-

 

Имя прилагательное

 

12+2РР;

1КД

 

 

 

1-2

(97-

98)

Образование прилагательных с помощью суффиксов  -ин-, -ан-, -ян-

2

Работа с текстами, учебником, объяснительный диктант

П.56, №325; словарь

 

П.56, №326; словарь

 

 

 

3-4

(99-

100)

 

Различение на письме суффиксов прилагательных - и -ск-

2

Работа с учебником, объяснительный диктант, выборочный диктант

П.57, правило; словарь; №328

 

П.57, правило; словарь; №329

 

 

 

5-7

(101-

103)

Дефисное и слитное написание прилагательных

3

Объяснительный диктант; работа с учебником

П.58, правило; словарь; №332

 

П.58, правило; словарь; №335

 

П.58, правило; словарь; №336

 

 

 

 

 

8-9

(104-

105)

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

Работа с учебником, тренировочные упражнения

К.в. с. 135; №338

 

К.в. с. 135; №339

 

 

 

10-11

(106-

107)

РР Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества»

(№343, 344)

2

 ИКТ

 

Творческая работа

Дописать сочинение

 

12

(108)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Тестирование

1

Тестирование

Подготовиться к контрольному диктанту; повторить п.47-58; №340

 

13

(109)

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

1

Контрольный диктант

 

 

14

(110)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

 Работа над ошибками

 №341

 

 

-

 

Имя числительное

 

18+2РР;

1КД

 

 

 

15-16

(111-112)

Имя числительное как часть речи

2

Беседа, работа с текстом, упражнения

П.59, определение, правило; №345

 

П.59, определение, правило; №347

 

 

 

17

(113)

Простые, сложные и составные числительные

1

Работа с учебником, упражнения

П.60, определение; словарь; №351

 

18

(114)

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

Распределительный диктант, работа с учебником, упражнения

П.61, правило; словарь; №355

 

19

(115)

Разряды количественных числительных

1

Работа с учебником, упражнения

П.62, т.м. читать; словарь; №357

 

20-21

(116-117)

Числительные, обозначающие целые числа

2

Работа с учебником, упражнения

П.63, правило; словарь; №362

 

П.63, правило; словарь; №365

 

22-23

(118-119)

РР  Выборочное изложение (упр.366)

2

 ИКТ

 

Творческая работа

 

 

24

(120)

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Дробные числительные

1

Работа с учебником, выборочный диктант

П.64, определение; №369

 

25-26

(121-122)

Собирательные числительные

2

Тренировочные упражнения

П.65, т.м. читать; определение; №372

 

 П.65, определение; №375

 

 

27-28

(123-124)

Порядковые числительные

2

Вопросы, взаимопроверка, упражнения

П.66, определение, №378

 

 П.66, определение, №382

 

 

29

(125)

Морфологический разбор числительного

1

Тренировочные упражнения

П.67, порядок разбора; №384

 

30-31

(126-127)

Повторение по теме «Имя числительное»

2

Контрольные вопросы, тренировочные упражнения

К.в. с.156; №385

 

32

(128)

Тест

1

 ИКТ

 

Тестирование

Подготовиться к контрольному  диктанту; п.59-67;  №388

 

33

(129)

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

 

 

 

34

(130)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Подготовиться к контр. словарному диктанту

 

 

-

 

Местоимение

 

21+6 РР;

1КД

 

 

 

35-36

(131-132)

Местоимение как часть речи

2

Практикум

П.68, т.м.; правило; №391

 

П.68, т.м.; правило; №393

 

 

37-38

(133-134)

Личные местоимения

2

Беседа, практикум, упражнения

П.69, определение; выучить личные местоимения; №397

 

 П.69, определение; выучить личные местоимения; №400

 

 

39

(135)

Возвратное местоимение себя

1

Беседа, практикум, упражнения

П.70, определение; №404

 

40

(136)

РР  Рассказ по сюжетным картинкам

1

ИКТ

 

 

Практикум, творческая работа

Закончить работу

 

41

(137)

Вопросительные местоимения

1

Беседа, практикум, упражнения

П.71; выучить вопросительные местоимения;  №407

 

42

(138)

Относительные местоимения

1

Беседа, практикум, проблемные вопросы

П.72, определение; словарь;  выучить относительные местоимения; №411

 

43-44

(139-140)

Неопределённые местоимения

2

Диалог, упражнения

П.73, определение; правило; выучить н.м.; №416

 

П.73, определение; правило; выучить н.м.; №418

 

 

45-46

(141-142)

Отрицательные местоимения

2

Наблюдения, анализ упражнения, практикум

П.74, определение; правило; выучить отр.м.; №425;

 

П.74, определение; правило; выучить отр.м.; №430

 

 

47-48

(143-144)

Притяжательные местоимения

2

Беседа, практикум, упражнения

П.75, определение; выучить пр.м.; №433; 

П.75, определение; выучить пр.м.; №435

 

 

49-50

(145-146)

РР Рассуждение  (упр.436)

2

ИКТ

 

Творческая работа

 

 

51-52

(147-148)

Указательные местоимения

2

Беседа, практикум

П.77, определение; словарь; №441

 

П.77, определение; словарь; №443

 

53

(149)

Определительные местоимения

1

Беседа, практикум, упражнения

П.78, определение; выучить опр. мест.; №446; 447

 

54

(150)

РР Рецензирование сочинений

1

 ИКТ

 

Рецензирование работ

 

 

55

(151)

 

 

Морфологический разбор местоимения

1

практикум

П.79, план морфологического разбора; №449

 

56-57

(152-153)

РР Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр.450)

2

ИКТ

 

Творческая работа

Закончить работу

 

58-59

(154-155)

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Повторение по теме «Местоимение»

2

Контрольные вопросы с.183; упражнения

К.в. с. 183-184; №452,  453

 

К.в. с. 183-184; №456

 

 

60

(156)

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

Контрольный диктант

 

 

61

(157)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Подготовиться к словарному диктанту

 

 

-

 

 Глагол

 

 3ч.

 

 

 

 

62-63

(158-159)

Повторение изученного о глаголе  в 5 классе

2

Диалог, работа с текстом

П.80, правило; №458

П.80, правило; №460

 

64

(160)

Инфинитив. Спряжение глаголов

1

Практикум

   П.80, правило;

 

 

-

 

 Глагол

 

22+6РР;

1 КД

 

 

 

 

1

(161)

Правописание корней с чередованием

1

Практикум

П.80, словарь; №463

 

2-3

(162-163)

РР Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр.465)

2

ИКТ

Творческая работа

Завершить работу над сочинением

 

4-5

(164-165)

Разноспрягаемые глаголы

2

Работа по учебнику

П.81, №473

 

П.81, №474

 

6-7

(166-167)

Глаголы переходные и непереходные

2

Работа по учебнику

П.82, определение; №475

П.82, определение; №481

 

 

8

(168)

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

Беседа, практикум, упражнения

П.83, правило; словарь; №483(п), 484(уст)

 

9-10

(169-170)

РР   Изложение  близкое к тексту «Витькина гайка»  (упр.484)

2

ИКТ

Творческая работа

 

 

11-12

(171-172)

Условное наклонение

2

Беседа, практикум, проблемные задания

П.84, правило; №486, 490

П.84, правило; №488

 

 

13-14

(173-174)

 

Повелительное наклонение глагола

2

Беседа, практикум, тренировочные упражнения

П.85, правило; №493

 

П.85, правило; №496

 

15

(175)

Различие глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени

1

Беседа, практикум, тренировочные упражнения

П.85, с.200 правило; №498

 

16-17

(176-177)

Употребление наклонений

2

Беседа, практикум, тренировочные упражнения

П.86, словарь; 506

П.86, словарь; 509, 510

 

 

18-19

(178-179)

Безличные глаголы

2

Беседа, практикум, тренировочные упражнения

П.87, правило; №513

 

 П.87, правило; №517

 

 

20

(180)

Морфологический разбор глагола

1

Практикум

П.88, план  разбора; №518

 

21-22

(181-182)

РР  Рассказ на основе услышанного

2

ИКТ

Творческая работа

 

 

23-24

(183-184)

Правописание гласных в суффиксах глаголов

2

Практикум, упражнения

П.90, правило; словарь; №525

П.90, правило; словарь; №526

 

 

25-26

(185-186)

 

Повторение по теме «Глагол»

2

Контрольные вопросы, тренировочные упражнения

К.в. с.212-213; №529

 К.в. с.212-213; №533

 

 

27

(187)

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Контрольный диктант

 

 

28

(188)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Закончить работу над ошибками

 

VI.

  Повторение и систематизация изученного в VVI классах

13+2РР;

1КД

 

 

 

29

(189)

Разделы науки о языке

1

Диалог, составление таблицы

Устное сообщение по составленному плану

 

30-31

(190-191)

Орфография. Орфографический разбор

2

Распределительный диктант, выборочный диктант, контрольные вопросы

№542

 

№545

 

32-33

(192-193)

 

Пунктуация. Пунктуационный разбор

2

Тренировочные упражнения

№548

Повторить словарь

 

34-35

(194-195)

Лексика и фразеология

2

Тренинг

№551

 

Повторить словарь

 

36-37

(196-197)

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

2

Тренинг

№553

 

38

(198)

Морфология. Морфологический разбор слова

1

Тренинг

№555

 

39-40

(199-200)

РР  Сочинение на самостоятельно выбранную тему (упр.549)

2

ИКТ

Творческая работа

 

 

41

(201)

Анализ сочинения. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

 

 

42

(202)

Итоговый контрольный диктант

1

Контрольный диктант

 

 

43

(203)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

 

 

44

(204)

Резервный урок

1

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе. 136 часов.

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

 

1

Русский зык как развивающееся явление.

1

Изучение нового материала

С. 5,   вопросы.   Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем).

 

Повторение

 

 

 

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Урок совершенствования ЗУН

Упр. 8    (комплексный анализ   текста).   С. 7, вопросы.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Урок совершенствования ЗУН

Упр. 11 (списать,   выделить   прямую речь, найти устаревшие слова)

4

Лексика  фразеология.

1

Комбинированный

Упр. 14 (списать, рас­ставить знаки препи­нания, подобрать си­нонимы, объяснить лексическое значе­ние). Из художествен­ных произведений привести примеры употребления диа­лектных, профессио­нальных, устаревших слов, жаргонизмов. Тест №1, с.4

5

Фонетика и орфография.

1

Комбинированный

Упр. 18 (списать, рас­ставить знаки препина­ния, выполнить фоне­тический раз бор, найти слова в переносном значении). Упр. 21 (оп­ределить ситуацию использования текста, пересказать его сжато)

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1

Урок совершенствования ЗУН

Упр. 26 (списать, обо­значить   орфограммы в   корне,    выполнить синтаксический     раз­бор). С.14,вопросы. Упр. 30      (сгруппиро­вать слова по видам орфограмм). Индивидуальное    за­дание: упр. 28 (соста­вить план доклада о М. В. Ломоносове)

7

Морфология и орфография морфологический разбор слов.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Упр. 34 (сгруппиро­вать слова по видам орфограмм, выпол­нить морфологиче­ский разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языко­вые средства, спи­сать)

8

Орфогра­фия

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Составить словарный диктант «Мои ошибки»

9

Р/р. Текст. Стили русского литературного языка.

1

Изучение нового материала

Упр. 45 (озаглавить текст, указать средст­ва   связи,   разделить на абзацы, списать)

10

Контрольный диктант.

1

Контрольный урок

Тест №2, с. 5

11

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Тест №3,4, с.6-7

 

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (29+6)

 

 

 

 

 

12

Повторение изученного о глаголе.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Упр. 43  (графически объяснить написание окончаний глаголов)

13

14

Причастие как часть речи

2

Урок изучения нового материала

§ 9.   Упр. 56   Упр. 57 

 

15

Р/Р Публицистический стиль

1

Урок изучения нового материала

Упр. 62 (составить выступление-обращение), упр. 63

 

16

Склонение причастий.

1

Урок изучения нового материала

§11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учеб­никах   физики,   исто­рии, географии пред­ложения,   в   которых употреблены   причас­тия, записать их

17

18

Р/р. Контрольное изложение

2

Контрольный урок

 

19

20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

Урок изучения нового материала

§12.

Упр. 70         (выписать предложения с прича­стными      оборотами, расставить знаки пре­пинания).       Подгото­вить связный рассказ о   роли   причастия   в словосочетании

Тест №1, с.9

21

Р/р. Описание внешности человека.

1

Урок изучения нового материала

Сочинение-описание «Литературный   порт­рет друга»

22-23

 

Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия

1

Урок изучения нового материала

§ 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания)

24-25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные  суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Урок изучения нового материала

§16.

Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, рас­ставить знаки препи­нания, подобрать си­нонимы к причастиям

26

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Урок изучения нового материала

§17. Упр. 99 (заме­нить глаголы действи­тельными причастия­ми, составить пред­ложения с причаст­ными оборотами). Стр. 26-44, выучить словарные слова; ин­дивидуальное зада­ние: упр. 100 (прочи­тать, составить во­просный план текста, найти в тексте при­частия, ключевые слова текста)

27

Страдательные причастия настоящего времени.

1

Урок изучения нового материала

§ 18. Упр. 101

28

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Урок изучения нового материала

§18. Упр.104

(заменить сложное предложение простым с причастным оборо­том, расставить знаки препинания, опреде­лить разряд причас­тий, подчеркнуть при­частные обороты как члены предложения)

29

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Урок изучения нового материала

§19. Упр. 108 (обра­зуйте причастия, со­ставьте предложения с однородными чле­нами) Тест № 2, вариант №2,3; с.14-15

30

Краткие страдательные причастия.

1

 

§15.

Упр. 89 (подчеркнуть причастия и причаст­ные обороты как чле­ны предложения)

 

31

Морфологический разбор причастия.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

§23. Упр. 131

(разобрать причастия как часть речи)

32

Диктант с грамматическим заданием.

 

 

 

33

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Урок изучения нового материала

С.54-55, Тест №3 вариант №2,3,4; С.18-21

34-35

. Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

2

Урок изучения нового материала

§24. Упр. 136 (оза­главить, определить стиль, основную мысль, разделить на абзацы, списать, обо­значить орфограммы, подготовить связный ответ по таблице Составить диктовку на изученную орфограмму из 20-25 слов

36-37

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

2

Урок изучения нового материала

§21.

Упр. 118 (обозначить условия выбора ор­фограммы)

38

Н и НН в кратких причастиях.

1

Урок изучения нового материала

§22. Упр. 124 (при спи­сывании заменить не­определенную форму глагола полными или краткими страдатель­ными причастиями, графически объяснить орфограмму). Индиви­дуальное задание: на­писать продолжение текста в публицис­тическом стиле

39-40

Выборочное изложение

2

 

 

40-41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

Урок изучения нового материала

Тест №6, вариант 2,3,4  на с.30-33

Упр.137

40

41

Р/р. Сочинение «Мой знакомый»

 

 

§21-24, повторить

42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Рок изучения нового материала

§25. Упр. 142 (классифи­цировать слова по орфограммам).  Тест №7, вариант 2,3 на с.35-37

Под­готовиться к семинару

43

44

Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные.

2

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Упр. 158 (привести примеры предложе­ний с причастными оборотами из произ­ведений А. С. Пуш­кина). Проанализиро­вать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требова­ния к языку прозы. Составить 45 предложения с причастиями, перешедшими в существительные

45

Контрольный диктант.

 

 

Повторить изученные орфограммы и сло­варные слова

46

Анализ контрольного диктанта

 

 

Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 (прочитать, сформулировать ос­новную мысль текста) Тест № 8, вариант 2,3,4 на с. 40-43

 

Деепричастие (11)

 

 

Деепричастие (8+2)

47

Понятие о деепричастии

1

Урок изучения нового материала

§26.Упр. 161 (исправить ошибки в употребле­нии деепричастий)

48

49

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

Урок изучения нового материала

§27.Упр. 166 (заменить глаголы дееприча­стиями, причастиями, расставить знаки пре­пинания). Найти в по­вести Н. В. Гоголя предложения с дее­причастными оборо­тами, сделать вывод о функциях дееприча­стия в речи

50-51

НЕ с деепричастиями

2

Урок изучения нового материала

§28. Упр. 173

(списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связ­ный рассказ о деепри­части. Тест №1 вариант 2,3,4 на с.43-46

52-53

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

2

Урок изучения нового материала

§29.

Упр. 175, списать, за­менить глаголы дее­причастиями несо­вершенного вида. По упр. 175 составить текст. Тест 32, вариант 2,3 на с.46-48

54

Морфологический разбор деепричастия

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Сочинение-миниатюра    «Зимние забавы»   с   использо­ванием деепричастий. Тест №3, вариант 3,4 на с.53-54

55

Повторение по теме «Деепричастие»

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Тест №4, вариант 2,3,4 на с. 57-60

56

Контрольный диктант.

 

 

§ 26-31, повторить

57

Анализ контрольного диктанта

 

 

 

 

Наречие (20+6)

 

 

 

58

Наречие как часть речи.

1

Урок изучения нового материала

Списать, подчерк­нуть наречия как члены предложе­ния, подобрать к ним синонимы, со­ставить предложе­ния, используя на­речия-синонимы в качестве однород­ных членов

59,

60

Смысловые группы наречий.

2

Урок изучения нового материала

Составить связ­ный рассказ о группах наречий по значению. Тест №2 вариант 2,3 на с. 66-67

61,

62

P.p.

Сочинение в форме дневниковых записей

2

Контрольный

Повторить материал о степенях сравнения имён прилагательных.

63

64

Степени сравнения наречий

2

Урок изучения нового материала

Разделить текст на абзацы, записать один из них, по­ставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. Найти в словаре наречия, от кото­рых можно образо­вать формы степе­ней сравнения

65

Морфологический разбор наречия.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Заменить фра­зеологизмы наре­чиями, разобрать их как части речи. Упр. 218

66,

67

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

2

Урок изучения нового материала

Графиче­ски объяснить правописание НЕ с наречием. Упр. 226, 224 (устно)

68

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

Урок изучения нового материала

Составить  9  сло­восочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфо­грамму, упр. 231, тест №3, вариант 2,3,4 на с. 70-73

69,

70

Н и НН в наречиях на -о и -е.

2

Урок изучения нового материала

Образовать        от прилагательных наречия,     графи­чески   обозначить орфограмму. Упр. 236. Тест №4, вариант 2,3,4 на с.74-77

71,

72

Р/р. Сочинение-описание.

2

Контрольный урок

Сочинение

73

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Урок изучения нового материала.

Распределить слова по группам, составить диктовку из 30 слов на изученную орфограмму.

74

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

Урок изучения нового материала

Из толкового сло­варя выписать по 3 слова с разными приставками, при­думать с ними предложения

75-76

Дефис между частями слова в наречиях

2

Изучение нового материала

Составить     связ­ный     рассказ     о правописании   на­речий с дефисом. Тест №5, вариант 3,4 на с.79-80. Упр. 255

77-78

 

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

Изучение нового материала

Заполнить   табли­цу своими приме­рами, запомнить написание слов в рамках на с. 119-120. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 262 

79

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Изучение нового материала

Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими при­мерами, составить связный рассказ на основе таблицы

80-81

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

1

<