ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МЕНЮ

Мы рады приветствовать вас на официальном сайте нашей школы!

Сайт адресован всем, кому интересно знать, чем живет наше образовательное учреждение.

О нашей школе.

proshkol

Про школу

...Первыми выпускниками стали первоклассники 1967 г...

подробнее

19861

Наши выпускники

Фотогалерея наших выпускников.

подробнее

medalist

Медалисты

Ученики нашей школы, получившие медали за достижения в учении.

подробнее

Добро пожаловать на наш сайт!

Slobod

Здравствуйте!

Приветствуем Вас на официальном сайте

Муниципального общеобразовательного учреждения

"Ёдвинская средняя общеобразовательная школа"

- электронном портрете нашей школы.

На сайте - события и новости школы, основные нормативные акты, регулирующие процесс обучения и воспитания, информация об администрации и педагогах, и ещё много различной информации о нашей любимой школе.

На сайте Вы можете обратиться к нам используя форму в разделе "ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН"

Директор школы Слободянюк Ирина Анатольевна

 

 

Заявка

на участие в республиканском конкурсе «Российская история в произведениях А. С. Пушкина и литературе Серебряного века»

 

Фамилия, имя, отчество: Тоноян Юлия Юрьевна

Место работы: МОУ «Ёдвинская СОШ»

Адрес: Удорский район, п. Ёдва, ул. Комсомольская 9/7

Телефон: 89121586572

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Название работы: методическая разработка  урока в 11 классе: А. Ахматова «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога».

Краткая аннотация: Данный урок второй по изучению поэмы «Реквием» А. Ахматовой. Урок составлен на основе арт-технологи (применяю данную технологию  в течение года), которая позволяет активизировать творческие способности учеников. Состоит урок из двух частей. Первая часть урока посвящена теоретическим понятиям (поэма, композиция), через которые мы открываем историю России в неотрывной связи с личной судьбой героини, вторая часть – творческая, во время которой учащиеся не просто анализируют художественные средства, но и приходят к идее отдельных частей и произведения в целом.

 

 

 

 

Методическая разработка урока по дисциплине «Литература». Тема: «А. Ахматова «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога».

 

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 11 классах общеобразовательных школ.

Урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала. Более того, предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.

Введение.

Цель данной методической разработки – показать важность изучаемой темы не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.

"Анна всея Руси" - так называла ее Марина Цветаева. Это гордость, непреклонная и в унижениях, и в смертельном страхе. Это смирение, именно смирение, а не кротость. Величавая скорбь и мужество. В жизни Анны Андреевны было очень много страданий, горя, боли, обусловленных не только личной жизнью, но и переживаниями за судьбу своей страны, за все, что происходило в России. А происходили страшные события. В жизнь каждого человека вошли беззаконие, несправедливость, судьбы людей вершились иногда лишь движением брови высокопоставленной особы. До сих пор до нас доходят отголоски тех времён – и в этом заключается актуальность темы.

Цель урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода через произведение  А. Ахматовой и сформировать собственное мнение об этом. Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:

  • активизировать учащихся;
  • сформировать положительное отношение друг к другу;
  • способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.
  • привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);
  • научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.

В наше время не обойтись без современных технологий обучения. Учащиеся практически перестали читать, поэтому уроки литературы кажутся им скучными, неинтересными. Поэтому целесообразной считаю арт-технологию, в русле которой работаю в течение 2011-2012 годов, для проведения данного урока (см. приложение 3).

Большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала. Более того, предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию. Что позволит развить следующие компетенции учащихся:

  • принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения урока была выбрана работа в малых группах с использованием современных технологий.

Представленный урок создан для учеников  11 классов. Расчитан на 45 мин. учебного времени.

Термины и понятия, используемые в теме: сталинское время, репрессии, тоталитарный режим.

Рекомендации по организации и методике проведения урока:

  • Подготовьте заранее домашнее задание учеников (жанр, композиция)
  • Перед началом урока рекомендуется также на доске написать план работы для учащихся.
  • Проверку знаний предыдущего материала лучше всего обсудить всем классом либо осуществлять по карточкам, т.к. это позволит сократить время на актуализацию, а взаимопроверка даст возможность учащимся узнать свои оценки на уроке.
  • Объяснение терминов лучше всего провести в сравнении с ранее изученным материалом, задавая вопросы по ходу урока.
  • Раздаточный материал должен быть роздан до начала проведения занятия.
  • Группу учащихся необходимо поделить на подгруппы по 4-5 человек.
  • Домашнее задание лучше всего указать на карточке, что также избавит от необходимости записывать его на доске.

 

Общая характеристика урока

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о сущности сталинского времени, его важности в судьбе отдельной личности и целого народа.
  • Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
  • Представить и обобщить изученную на уроке информацию.

Обучающая цель: Обеспечить изучение нового материала по теме «А. Ахматова «Реквием». Жанр и композиция поэмы. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога», научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки групповой работы.

Развивающая цель: Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

Воспитательная цель: Воспитать внимательное отношение к произведению, к русскому языку, стремление к сотрудничеству.

К концу урока учащиеся смогут:

  • связно и логично излагать свои мысли;
  • систематизировать информацию, используя графические формы;
  • развить навыки практической и аналитической деятельности;

Место и роль темы во всем курсе: Данная тема является второй по изучению поэмы А. Ахматовой «Реквием» и последней в изучении творчества А. Ахматовой. Здесь мы можем увидеть систему ценностей поэта.

Оборудование и материалы, применяемые на уроке:

  • Текст произведения А. Ахматовой «Реквием»
  • Листы формата А4, карандаши, фломастеры.

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
  • Метод контроля в виде фронтального опроса – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен в процессе работы над новой темой для контроля за усвоением нового материала, понятий.
  • Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
  • Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.
  • Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрого анализа произведения с разных точек зрения.
  • Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Содержание урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Цели

1. Организацион-ный момент (2 мин.)

Сообщает тему и цели урока, выясняет наличие учащихся, объясняет работу, которую предстоит выполнить на уроке, принципы оценивания.

Готовятся к уроку, слушают, задают вопросы

организационный

Настроить на работу

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (2 мин.)

Преподаватель объясняет важность данной темы

Слушают, задают вопросы

Монологический

Заинтересо-вать в изучении заявленной темы

3. Актуализация опорных знаний(5-7 мин.)

Организует беседу-диалог с учащимися. Комментирует критерии оценок.

Отвечают на вопросы, проводят оценку знаний.

Метод припоминания, взаимопроверки, инструктирования

Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы.

 

 

 

 

 

4. Формирование новых знаний (12 мин.)

Нацеливает учащихся на работу.
задает вопросы

 Отвечают на вопросы. Слушают друг друга, записывают в тетради термины, дополняют записи, сделанные дома по жанру и композиции поэмы «Реквием».

Монологический, беседа, рассказ, сообщение

Усвоение новой информации

5. Анализ произведения (16 мин.)

Подводит учащихся к  путём совместного анализа «Эпиграфа» к самостоятельному анализу одной из частей произведения. Организует работу в группах, проверяет работу в группах, устно опрашивает по заданию.

Работают в группах, анализируют части поэмы, заполняют таблицу в тетради, выполняют рисунок-вывод по одной из частей поэмы, комментируют ответы по заданию

Групповое сотрудничество, творческий вывод

Развить навыки работы в группе, умение выделить главное, существенное из текста.

6. Итоги (7 мин.)

Подводит итоги урока, выставляет оценки, задает и комментирует домашнее задание

 Сочиняют синквейн по группам или каждый самостоятельно, оценивают свою работу и работу группы, записывают домашнее задание.

Монологичес-кий, беседа

Подвести итог урока. Слушают, записывают домашнее задание.

 

 

 

Конспект урока в 11 классе «А. Ахматова «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога».

Цели: 1)рассмотреть особенности жанра и композиции произведения;

            2)показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве А. Ахматовой;

            3)анализ художественных средств, использованных А. Ахматовой в поэме «Реквием».

Технология: арт-технология.

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, предметное рисование.

Оборудование: текст произведения А. Ахматовой «Реквием», листы формата А4, фломастеры, карандаши.

Ход урока.

  1. I.Организационный момент.
  2. II.Актуализация знаний. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу над анализом произведения А. Ахматовой «Реквием». Частично проанализируем основные части поэмы.

Для начала вспомним, что такое «реквием». (Ответы учеников).

На прошлом уроке мы узнали об истории создания поэмы, сегодня рассмотрим её жанр и композицию.

  1. III.Особенности жанра и композиции.

Мы знаем, что жанр данного произведения – поэма. Назовите особенности этого жанра. (Это большое стихотворное произведение на историческую, героическую, возвышенную лирическую тему.)

- Соответствует ли данное произведение этому жанру? (Да).

- Какова историческая тема поэмы? (1935-1940гг.- время репрессий, сталинское время. Сообщение учащегося. См. Приложение 2)

- Какие исторические реалии есть в данном произведении? (тюрьма «Кресты», очереди на свидание, «чёрные маруси»).

- Каким образом построена данная поэма, какова её композиция? (Ответы учеников)

Дополнительно. Поэма состоит из нескольких смысловых планов.

1 план – личное горе героини, воплощённое как в картине внутренних переживаний, так и в описании обстановки ночного ареста близкого человека (арест сына – Л. Гумилёва, мужа – Н. Пунина, а также друга и собрата по перу – О. Мандельштама).

2 план – голос автора сливается с голосом тысяч репрессированных женщин-матерей, жён репрессированных, сестёр. Ахматова говорит за своих «невольных подруг» и одновременно о них.

3 план – судьба лирической героини как символ эпохи. Отсюда – тема «памятника», но здесь «памятник страданию и состраданию»

4 план – соотносит горе матери с надвременной новозаветной драмой – крестными муками Христа и соприсутствия при этом Богоматери («Распятие»).

Эпиграф к поэме взят из своего стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…» (1961г.)

Ещё раз о композиции в целом (один из учеников).

  1. IV.Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

1)Чтение эпиграфа. Совместное обсуждение.

- уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, точно и лаконично отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

                                                                   Нет, и не под чуждым небосводом,

                                                                              И не под защитой чуждых крыл, -

                                                                              Я была тогда с моим народом,

                                                                              Там, где мой народ, к несчастью, был.

Дважды повторяется слово «чуждый» - «народ», что усиливает прочность сплочения судеб народа и его поэта, проверяет общим для них несчастьем. (впервые опубликован в журнале «Знамя», 1987г.)

Т.е. с самого начала автор подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористических строках эпиграфа.

Поэма – овеществлённая клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником («Вместо предисловия»).

2) Ребята делятся на две группы (ещё в начале урока). Каждая группа рассматривает ключевые слова, художественные средства, готовит итоговый рисунок-вывод к анализируемой части.

I группа – анализ  «Посвящения».

IIгруппа – анализ «Эпилога».

3) Выводы по групповой работе.

1 группа. Чтение «Посвящения». Эта часть содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Эта конкретность соединена с высоким обобщением. Поэтому закономерным становится введение в текст образов, восходящих к отечественным «первенцам свободы» и Пушкину: «Но крепки тюремные затворы,/ а за ними каторжные норы и смертельная тоска». Основной художественный приём – эпитет, а также метафоры, олицетворения, сравнения, повторы, которые помогают нам проникнуть в данное событие, прочувствовать его.

Посвящение - написано в марте1940 года.

Ахматова говорит от имени всех матерей,  об этом говорит местоимение "мы".

"Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река ". Ассоциации? Знак Апокалипсиса.

Ахматова выбирает библейские символы для обрисовки того  времени - символ эпохи.  Какие еще библейские образы появятся в поэме? Иисус, Мария Магдалена, Мария.

Это посвящение должно напомнить вам еще одно послание, написанное  в 1928 году А. С. Пушкиным - "В Сибирь", декабристам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

В толковании поэта А. Ахматовой исчезает надежда на что-то хорошее, ее надежда "все поет вдали". Ахматова так же относится ко всем осужденным, как Пушкин относился к декабристам, то есть с преклонением перед их муками, перед горем их родных и близких. Но полностью горе жен  декабристов и жен и матерей репрессированных нельзя сравнивать, так как  если жены декабристов ехали в Сибирь добровольно, то "невольных подруг " Ахматовой туда ссылали:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге?..

- Как вы понимаете слова "осатанелых лет"?

Мир благополучия противопоставляется миру заключенных и их близких.

Защита рисунка.

2 группа. Чтение «Эпилога». «Эпилог» поэмы пронизывает мотив заступничества. Он углубляется упоминанием «широкого покрова», сотканного для людей. Страдания не искупит даже смерть, невозможно забыть «громыхание чёрных марусь», «забыть, как постылая хлопала дверь,/ И выла старуха, как раненый зверь». Устами поэта гласит народ, об этом напрямую говорится в поэме: «И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ…». ?

В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Лирический герой сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…» О ком она молится? О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала « широкий покров».

Основное синтаксическое средство, помогающее создать эту молитву – анафора. Она создаёт особую ритмику стиха, придаёт речи трагизм, боль. Помогает выразить скорбь.

- Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять.Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30 годы. Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание «чёрных марусь».)

Учитель: Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

Данная часть также насыщена эпитетами, метафорами, сравнениями, повторами.

Защита рисунка.

Здесь смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей.

  1. V.Итоги урока. Рефлексия.

- Что мы узнали на уроке? Какова роль поэмы «Реквием» в судьбе России?

- Сделайте вывод в виде синквейна: 1 группа – Поэма (как жанр), 2 группа – Реквием.

- Оцените себя.

- Оценки за урок.

  1. VI.Домашнее задание.

Принести сборники стихотворений А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, подготовиться к контрольному сочинению.

 

 

 

 

Приложение 1

 

1 группа. Рис. к главе «Посвящение»

2 группа. Рис. к главе «Эпилог»

 

 

 

Приложение 2

Сообщение учащегося

 

Эпоха правления Сталина в нашей стране стала образцом тоталитарного режима. Тоталитарные режимы стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. Одним из признаков тоталитарной системы является жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата.

Тоталитарное государство весьма активно использовало механизмы насилия. В 30-е годы крестьяне стали фактически закреплены за колхозами, вплоть до 50-х годов, им не выдавали паспортов. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кого подозревали в инакомыслии. Жестокий контроль над обществом породил атмосферу страха и неуверенности.

Историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно общего числа пострадавших от репрессий. Называются самые разные цифры, однако силами заключенных были построены города ( Магадан, Норильск и др.), каналы (Москва - Волга, Беломорканал), железные дороги.

Поводом для репрессий 1934-1935 годов стало убийство С. Кирова. Первым итогом этого убийства стали репрессии против тех, кто уцелел в "красном терроре": бывших дворян, священнослужителей, офицеров, интеллигенции.

Термины выписаны на доске.

Тоталитаризм ( от лат. totaliter  - целиком,  во всем объеме)- это государственный режим, основанный на полном контроле над всеми сферами общества, характеризующийся на запрещении демократических прав, ликвидацией свободы, репрессиями против инакомыслящих.

Репрессия  ( от лат. repressio - подавление) -  это карательная мера, наказание.

Анна Андреевна Ахматова сама дала характеристику этому времени:

 

Так не зря вместе беседовали,

Даже без надежды раз вздохнуть.

Присягнули - проголосовали,

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

"Кровавой куклой палача" назвала Анна Андреевна  Н. Ежова, которых занимал место руководителя НКВД в годы так называемого "большого террора", или ежовщины - 1935-1938 годы. Позже Н. Ежов сам был расстрелян по распоряжению Сталина.

               Последнее четверостишие Ахматова сделала эпиграфом к своей поэме "Реквием". Эпиграф к поэме был написан уже в 1961 году, когда культ Сталина и сталинские репрессии впервые подверглись общественному осуждению.

Поэма основана на автобиографических фактах. Единственный сын Ахматовой - Лев Николаевич Гумилев 14 лет провел в лагерях , в заключении. Он был не только сыном двух великих поэтов, но и ведущим научным сотрудником Ленинградского университета, доктором исторических наук, основателем нового научного направления - этнологии. Лев Гумилев был арестован в 1938 году ( ему было 26 лет).

- Почему же свой рассказ о событиях тех лет Ахматова назвала "Реквиемом"?

Реквием  ( от лат. requiem)- 1) заупокойное католическое богослужение; 2) музыкальное произведение траурного характера.

 

Заключение

В результате проведения урока учащиеся прослушали и записали выводы, заработали оценки. Соответственно, цели, поставленные перед ними, они выполнили.

В процессе урока у ребят сформировалось представление о тяжёлом времени сталинских репрессий, о сложной судьбе поэта и оформилась собственная позиция относительно изученной темы. А значит, были выполнены цели самого урока.

Все вышеизложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:

  • принимать ответственные решения;
  • участвовать в принятии групповых решений;
  • находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.

Следовательно, можно сделать общий вывод по уроку: урок в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса. Данный урок рекомендуется для освещения заявленной темы.

 

Литература:

1.Ахматова А. Коротко о себе // Ахматова А. Избранное. М., 1993

2.Банчуков Р. Тайная поэма Анны Ахматовой // Вестник, №20 (227), 28 сентября 1999.

3.В.Я.Виленкин «В сто первом зеркале», изд-во «Советский писатель» 1990 г.

4.В.В.Виноградов «О поэзии Анны Ахматовой», «Избранные труды. Поэтика русской литературы», 1976 г., Москва.

5.Б.Эйхенбаум «Анна Ахматова», 1969 г., Ленинград.

6.С.И.Кормилов «Поэтическое творчество Анны Ахматовой», изд-во «Учебная литература» 2004 г., Самара.

7.http://lit.1september.ru/

8.http://lit.1september.ru/index.php

9.http://lit.1september.ru/urok/

10.Лев Аннинский. "Серебро и чернь. Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. Анна Ахматова" (N2/1995)

11.http://lit.1september.ru/article.php?ID=200200501Олег Лекманов. ""Звёзды смерти" в <Реквиеме> Анны Ахматовой" (N5/2002)

12.Г. Тихонова. "Анна Ахматова <Реквием>. Урок в 11-м классе" (N4/2004)

13.Редакция. "Анализ лирического произведения" (N22/2009)

14.А. Ахматова «Реквием». Серия «Поэмы А. Ахматовой».Изд-во «Эксмо»: М., 2007.

15.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

ru.wikipedia.org/wiki/Ахматова_Анна_Андреевна

 

 

 

 

Приложение 3

Арт-технологии на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкара

Куштысевой Ларисы Александровны

Арт-технология – это технология, основанная на использовании различных художественных средств, это воспитание искусством. Она имеет множество достоинств:

üбудит воображение;

üразвивает образное мышление;

üсоздаёт прецедент «проживания» детьми изучаемого материала;

üрасширяет кругозор, формирует мобильность личности;

üдаёт широкие возможности для самовыражения;

üсоздаёт условия для вариативности и дифференциации обучения.

Уроки предметного рисования

Предметное рисование – это мысленное и реальное рисование.

Рисование пейзажей, своих настроений, отношений – это мысленное рисование. При чтении отрывков из произведений учащимся предлагается закрыть глаза и представить то, что они видят, слышат, чувствуют. Такая техника хорошо «работает» при обучении написанию изложений. Это позволяет зрительно представить описываемое в тексте, тем самым лучше запомнить текст.

Кроме мысленного, возможно и реальное рисование: иллюстрации к теме, обложки к произведениям, придумывание символов и атрибутов к событиям, составление коллажей, скульптур из подручного материала, рисование одного и того же сюжета людьми разных характеров, ролевое, групповое рисование, рисование с закрытыми глазами, рисование своего настроения после прочитанного произведения. В процессе урока учитель совместно с учениками выходит на символы, создавая образ. А в конце урока учащиеся создают свой собственный образ при помощи других символов. Это может быть рисунок, коллаж или скульптура. На уроках предметного рисования используется приём постепенного заполнения доски, что позволяет учащимся наглядно представить изучаемый материал, развивает образное мышление, побуждает к самостоятельному творчеству.

В настоящее время снижается интерес учащихся к изучению литературы, поэтому учителю приходится искать новые формы и методы работы, чтобы заинтересовать учеников. Так родилась идея обратиться к образному мышлению детей, задействовать их чувства, научить ассоциативному мышлению, используя для этого предметное рисование.

Мною разработана технология «Предметное рисование как способ проникновения в текст» (опубликована на сайте http://www.it-n.ru). Технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, когда каждый может выразить свою точку зрения, используя как мысленное, так и реальное рисование. Достоинство технологии заключается также в том, что на уроках создаётся атмосфера творческого поиска, эмоционального комфорта.

Цели и задачи технологии:

- научить ребят видеть то, что находится за строкой, проникать в текст, рисуя образы, выходить на тему и идею произведения;

- развивать творческое воображение, фантазию, коммуникативные способности учащихся;

- воспитывать любовь к слову, эстетический вкус.

Основные этапы технологии:

- сообщаются сведения об авторе, которые необходимы для понимания темы и идеи произведения;

- читается само произведение или отрывок из произведения;

- выстраивается таблица, состоящая из нескольких колонок, которая заполняется постепенно в ходе работы над произведением: вычленяются конкретные картины или образы – предметы одной цельной картины (таблицы распечатываются для каждого ученика);

- выделяются ключевые слова (признаки, действия);

- определяется, какие чувства выражают данные действия или признаки;

- отмечаются звуки, которые можно услышать в данной картине;

- обозначаются цвета в каждой из картин, из которых потом сложится общая цветовая гамма;

- учащимися анализируется таблица, с помощью учителя определяются тема, идея произведения и как они отражаются в других произведениях автора, данные вносятся в таблицу;

- произведение или отрывок читается ещё раз целиком, при этом подбирается подходящий музыкальный фрагмент для усиления эмоционального восприятия текста;

- проводится рефлексия, учащиеся выражают своё настроение, впечатление от работы над произведением, создавая свои образы. Это может быть рисунок, коллаж, символический образ и др. (учитель заранее просит принести ребят клей, цветную бумагу, картон, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д.);

-          учащиеся по желанию рассказывают о том, что они изобразили, все работы сдаются учителю;

-          по итогам урока может быть организована выставка.

Данную технологию целесообразно использовать на уроках литературы в среднем звене и в старших классах при обучении анализу стихотворного произведения, анализу эпизода, а также на уроках литературного чтения в начальных классах.

Таблица-приложение к технологии

«Предметное рисование как способ проникновения в текст»

 

Картины,

образы

Ключевые слова (действия, признаки)

Запахи,

звуки

Чувства,

состояние

Цвета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

modul1

© 2019. Мы любим нашу школу! Cайт создан Слободянюк О.М. .