ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МЕНЮ
 
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ёдвинская средняя общеобразовательная школа»
 
Неделя физики в школе
 
Исполнтель:
Учитель физики
Слободянюк И.А.
 
Методические рекомендации проведения
Недели физики
 
Краткая аннотация проведения недели.
 
Неделя  была проведена в 2006-2007 учебном году.
Главные цели:
 
  • Обучающая – формирование специальных умений и навыков учащихся выбирать материал для конкурсов, ставить экспериментальные опыты, уметь применить знания для решения конкретной задачи, расширение кругозора учащихся;
  • Воспитывающая  культуру общения, взаимное уважение, формирование таких качеств личности, как сопереживание, чувство меры, юмор, находчивость, инициативность, самостоятельность, активность, настойчивость, такие качества характера, как правильные взаимоотношения между членами группы (команды), основанные на взаимопомощи, поддержке, доброте;
  • Развивающая  интерес к изучаемому предмету; развитие умения излагать мысль, моделировать ситуацию.
 
Участники недели: учащиеся 7-11 классов (75 человек)
Зрители: учащиеся 1-6 классов (78 человек)
 
Подготовка к проведению недели:
 
За две недели до начала мероприятий  учащиеся  7-11 классов получили информационные листки о плане проведения недели и творческие задания.
Оформление школы:
На стенах школы газеты с высказываниями ученых о математике, физике, в актовом зале газеты, выпущенные учащимися о великих ученых-физиках и  их замечательных открытиях, и выставка творческих работ учащихся.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. М. Е. Тульчинский “Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике”. Москва, “Просвещение”, 1971 год.
 
2. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике в средней школе”. Пособие для учителей. Издание 4 – Е, переработанное и дополненное. Москва, “Просвещение”, 1972 год.
 
3. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике 6 – 7 класс”. Пособие для учителей. Москва, “Просвещение”, 1973 год.
 
4. В. И. Лукашик “Физическая олимпиада в 6 – 7 классе”. Пособие для учащихся. Москва “Просвещение”, 1976 год.
 
5. Я. И. Перельман “Знаете ли вы физику?”. Переиздание – Екатеринбург, “Тезис” 1994 год.
 
6. Дж. Уокер. “Физический фейерверк”. Под редакцией кандидата физико–математических наук И. Ш. Слободецкого. Издательство “Мир” Москва, 1979 год.
 
7. “Мир физики в художественной литературе” – Редактор составитель М63 С.А. Тихомирова - Москва: Школа – Пресс, 1997 – 64с. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 10).
 
8. В. И. Елькин “Необычные учебные материалы по физике”. Москва, “Школа – Пресс” 2000 год. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 16).
 
 
 
  1. Понедельник Открытие недели
Экскурсия учащихся 1-4 классов в кабинет физики, информатики.
      Оформление школы, организация выставки.
  1. Вторник  Вечер занимательных опытов по физике. 1-8 кл.
  2. Среда  «Умники и умницы» 9-10  кл.
  3. Четверг  Игра  «Физики тоже шутят» 11 кл.
  4. Пятница игра «За страницами учебника физики». 7-8 кл.
  5. Суббота Физический вечер для учащихся 7-11 кл.
Физико-математическая игра  «Калейдоскоп»
  1. Понедельник Подведение итогов.
Общешкольная линейка. Награждение победителей конкурсов:
    • Лучший кроссворд
    • Лучшая газета
    • Лучшая творческая работа
    • Викторина
    • Самый активный класс
  
 
Вечер занимательных опытов по физике для учащихся 1- 6 классов.
Подготовка, демонстрация и объяснение опыта с точки зрения физики – учащиеся 7- 8 классов. После демонстрации опыта, учащиеся предлагают зрителям самим дать объяснение физического опыта.
  1. «Тяжелая газета»
  2. Возьмите воздушный шарик, наденьте его на горлышко бутылки и протолкните внутрь. Попробуйте надуть шарик – это вам не удается, т.к. внутри бутылки есть воздух, и заставить его сжиматься не просто.
  3. Картезианский водолаз (закон Паскаля) Возьмите пипетку и наполните его водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. Отпустите пипетку-водолаза в бутылку, доверху наполненную водой, и герметично закройте бутылку крышкой. Нажав на бутылку, создайте избыточное давление. Оно передается по всем направлениям без изменения, и в пипетку войдет дополнительная порция воды. Она станет тяжелее и начнет отпускаться на дно
  4. Сегнерово колесо. Сделайте из пластиковой бутылки ведерко с веревочкой ручкой. В нижней части симметрично проделайте 2 или 4 отверстия, в которые вставьте трубочки для коктейля и согните их в виде буквы Г в одном направлении. Наполните ведерко водой и держите за ручку – получится сегнетово колесо: вода будет вытекать из лопастей, заставляя вращаться ведерко.(Истекающий из трубок поток воды действует на стенки трубок. В результате сосуд вращается).
  1. Оборудование: эбонитовая палочка, лоскут шерстяной материи, клочок ваты. После натирания эбонитовой палочки о шерстяную материю и соприкосновения её с пушинкой (ваткой), последняя начинает отталкиваться от палочки и повисает в воздухе.
  1. Оборудование: две свечи, спички, стеклянная банка. Зажигаются свечи, одна из них накрывается банкой и через время гаснет. Вопрос: Почему погасла накрытая свеча? Объяснить принципы пожаротушения.
  1. «Ныряющее яйцо». Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему? Так как плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако на поверхности яйца начинается химический процесс между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.
  1. Варёное яйцо “вползает” в бутылку. Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?
  1. Несгораемый мешок с деньгами. Для опыта берут 5–10 монет, помещают их в батистовый мешочек и нагревают над пламенем спиртовки. Ткань не загорается, так как тепло от пламени спиртовки сразу передаётся меди, а ткань не успевает загореться.
  2. На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?
  3. Образование электрического тока в гальваническом элементе.
Оборудование: сырой картофель (яблоко), гальванометр, соединительные провода
 
 
Вопросы викторины.
  1. 1.Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звёзд. Как это можно объяснить?
Ответ. Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звёзд и количественным соотношением химических элементов.
  1. 2.Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?
Ответ. Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд,
 
  1. 3.Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер?
Ответ. Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.
 
  1. 4.Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет?
Ответ. Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.
 
  1. 5.Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.
Ответ. Броуновское движение.
 
  1. 6.Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.
 
  1. 7.В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?
Ответ. В трёх рубашках.
 
  1. 8.Ученики рассчитали, что для освещения ёлки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему?
Ответ. Последовательно.
 
  1. 9.Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?
  2. 10.Свет излучают раскалённые металлы, экран телевизора, пламя горящей древесины, жучки-светлячки. Укажите, какие из этих источников света относятся к люминесцентным? Почему?
  3. 11.Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого?
Ответ. Рассеянного (отражённого), источником которого является, например, Солнце.
                  12. Как на ощупь (в темноте) можно отличить собирающую линзу от рассеивающей?
  1. 13.Какой энергией обладает летящий самолёт?
  2. 14.
  3. 15.Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  4. 16.Какое яйцо – вареное или сырое – будет вращаться дольше? Почему?
  5. 17.Почему шелковый шнур развязывается быстрее хлопчатобумажного?
  6. 18.
  7. 19.Зачем некоторые мастера смазывают металлический шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
  8. 20.Почему мыльные пузыри принимают форму шара?
  9. 21.
  10. 22.
  11. 23.На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?
  12. 24.Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?
  13. 25.У костра можно видеть, как от горящих поленьев с треском разлетаются искры. Почему!
  14. 26.Почему резервуары с бензином предпочтительнее размещать под землей?
( Это уменьшает нагревание в нем горючего и интенсивность его испарения).
                  27. Зачем на цилиндрах мотоциклах устроены тонкие и широкие ребра?
(Двигатель при работе нагревается, и увеличение поверхности нагретого тела способствует его быстрейшему охлаждению. Ребристая поверхность имеет большую площадь).
                  28. Для чего радиаторы автомобилей зимой надевают утеплительный чехол?
(Чехол является теплоизолятором. Он предохраняет двигатель от переохлаждения).
                  29. Почему сады не разводят в низинах?
(Холодный воздух как более плотный скапливается внизу. В низких местах чаще бывают заморозки).
                  30. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?
(Удельная теплоемкость воды очень велика. При охлаждении вода будет отдавать тепло земле ).
                  31. Опасаясь заморозков, в садах раскладывают дымовые кучи, верхний слой которых должен состоять из сырого мусора, хлама, навоза. Почему? Не лучше ли зажечь сухую солому?
(Горящая куча должна давать дым долгое время; энергия топлива должна превращаться во внутреннюю энергию водяного пара, т.к. в дымовой завесе происходит конденсация пара и при этом выделяется большое количество энергии. Поэтому температура воздуха будет поддерживаться во время задымления положительной. Сухая солома сгорает быстро. В ее дыме мало водяного пара и эффект в спасении сада от заморозков слабый).
                   32. Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой?
(Теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают).
                   33. Почему овощные культуры, находящиеся вблизи водоемов (озер, рек, прудов) меньше страдают от заморозков, чем расположенные вдали от них?
(Удельная теплоемкость воды очень велика 4200 Дж/кг°С, поэтому вода днем медленно нагревается, а ночью когда воздух и почва остывают быстрее, отдает тепло, запасенное днем, окружающим культурам).
                   34. Почему коробятся нарезанные для сушки фрукты, грибы?
(Одна поверхность фруктов сохнет быстрее, чем другая, вследствие чего быстрее сжимается).
                   35. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?
(Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг оболочку пара. Этот пар подбрасывает каплю вверх).
                    36. Известно, что с понижением давления температура кипения уменьшается. Почему бы тогда не устраивать в кухонных кастрюлях отсасывающие устройства для воздуха? Ведь это бы позволило сэкономить большое количество топлива.
(Мясо можно сварить только при температуре кипения 100°С).
                     37. Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?
(Температура клюквы значительно ниже 0°С. Вода отдает тепло клюкве, охлаждается и замерзает).
                     38. Если вы окунете кусочек хлеба в горячий чай, то рискнете ли, не подув на него, отправить его в рот? А если окунете кусочек сахара, нужно ли на него дуть, прежде чем взять в рот?
(Хлеб в воде не растворяется. При растворении сахара расходуется энергия. Она берется из окружающей жидкости. Поэтому вода, впитавшаяся в сахар и растворяющая его, имеет более низкую температуру, чем вода в стакане).
                     39. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон?
(Нет. Чтобы вода в макаронах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагретой выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле).
                    40. Чтобы быстрее сварить картофель, надо на поверхность воды положить кусочек сливочного масла. Зачем?
(Масло растечется по поверхности горячей воды, образуя тонкую пленку, которая уменьшит испарение воды, поэтому температура быстрее достигнет температуры кипения).
                    41. Проверить достаточно ли разогрелся жир для жарения пирожков, можно так: капните сверху 2-3 капли воды. Если они испарятся с поверхности – жир готов, если уйдут на дно – значит пирожки опускать рано. Почему?
(Плотность воды больше плотности жира, значит вода всегда опускается на дно. Температура кипения жира около 200°С, поэтому, если жир разогрелся, то капля воды за счет своей маленькой массы быстро нагреется и испарится с поверхности).
                     42. Разведенный водой крахмал вливайте в горячий сироп сразу, не частями и быстро размешивайте. Лейте крахмал не в середину кастрюли, а ближе к ее стенкам. Почему?
(Крахмал надо лить к стенкам, т.к. из-за лучшей теплопроводности стенок температура вблизи них несколько ниже, чем в середине кастрюли).
                     43. Если варить яйцо в бурно кипящей воде, то белок получается твердым, а желток более жидким. Почему?
(В горячей воде скорлупа нагреется быстрее и молекулы в яичном белке начнут расправляться и сильнее притягивать друг друга. Поэтому белок получается твердым. Теплопроводность его уменьшается и желток получается более жидким).
                     44. Если неправильно наклеили марку, то положите конверт с маркой между двумя кусками хлеба и прижмите чем-нибудь тяжелым. Через пару минут марка отклеится. Почему?
(В хлебе содержится вода, которая проникнет в засохший клей и марка отклеится).
                     45. Почему после дождя становится немного прохладнее?
                     46. Почему в прорезиненной одежде жару переносить труднее, чем в обычной?
  1. 47.У пара или у воды  при 1000 С больше внутренняя энергия?
  2. 48.С одинаковой высоты упали два тела одинаковой массы медное и железное. Какое из них при ударе больше нагрелось?
  3. 49.Тёплый воздух поднимается вверх, поэтому в комнатах у потолка теплее. Почему же в тропосфере, наоборот, теплее в нижних слоях?
  4. 50.Почему стальной орудийный ствол не плавится при выстреле, хотя температура достигаетС.
 
 
Игра «Умники и умницы»
 
Подготовка к игре: играют две сборные команды учащихся 9-10 классов, остальные учащиеся – болельщики, которые также могут принести дополнительные баллы своей команде.
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
 
Аристотель
 
Цели:
обобщение знаний, приобретённых в течение нескольких лет изучения физики;
продолжение развития мыслительной деятельности учащихся;
создание эмоциональных условий для самоутверждения личности;
укрепление веры в свои знания и силы.
Ход игры
 
Вступительное слово ведущего.
Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?!
Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7-й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Вы узнали, что физика была создана многими великими учёными – Архимедом, Ньютоном, Ломоносовым, Ампером, Эйнштейном, Галилеем и т.д. Физика открыла перед вами загадки физических явлений, вела вас все эти годы по пути увлекательных открытий, показала вам уже завоёванные наукой рубежи и горизонты современных поисков, раскрыла секреты, казавшихся вам неразгаданных тайн. И сегодня вы сможете проявить свои способности, а может даже дарования, творческую активность в конкурсе “Умники и Умницы”.
1-й тур «Разминка»
 
Командам задаётся вопрос, в течение минуты они его обдумывают, затем дают сигнал о готовности ответить на поставленный вопрос (дать командам обычные детские игрушки с пищалкой)
 
  1. Подходя к нужному дому на окраине города, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были, как бы приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывшей дверь, он вместо приветствия сказал: “Скоро будет весна”. Почему он так решил?
 
Ответ. Днём снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.
 
 
 
  1. По телевизору показывали фильм, и Шерлок Холмс с любопытством поглядывал на экран. Там на тонущем корабле капитан приказал положить свёрток с золотом в бочку, закрыть её и сбросить в море, так как шлюпка была переполнена людьми, и около неё толпились не поместившиеся пассажиры. “А зря, – сказал Холмс, – я бы переправил на берег с этой бочкой, по крайней мере, ещё одного человека”. Почему он так сказал?
 
Ответ. Благодаря своему значительному объёму, бочка обладает большой подъёмной силой, превышающей вес свёртка с золотом.
 
 
  1. “Давайте сверим часы для нашей операции”, – сказал Шерлок Холмс Ватсону. “Мои идут неточно и часто ломаются”, – ответил тот. “Заводите их только утром, и они всегда будут идти верно”, – посоветовал Шерлок Холмс. “Не всё ли равно когда их заводить?” – возразил Ватсон. “О, нет, друг, и в этом надо знать суть”, – неторопливо ответил Холмс. Что же именно надо знать?
 
Ответ. Заводить наручные часы, сняв их с руки вечером, нежелательно, так как пружина нагрета, а после завода и последующего остывания она сильно деформируется и может лопнуть.
 
2-й тур “Детективные истории”
 
Каждой команде необходимо подготовить карточки с заданиями. В течение  пяти минут они обдумывают, а в это время ведущий работает с болельщиками.
 
1 история.
– Хорошенькая история! – проговорил инспектор Варнике, выслушав фрау Пепприх, у которой только что украли двух откормленных к празднику гусей. – Теперь расскажите, пожалуйста, все по порядку.
- Я была у соседки. Возвращаясь домой, я заметила, что двери сарая раскрыты. Я уверена, что злоумышленник похитил бы всех гусей, но его, вероятно, кто-то предупредил. Мне показалось, что, когда я выходила от Леманов, кто-то свистнул.
- Значит, вы услышали свист? – задумчиво проговорил Варнике. – Придется поближе познакомиться вон с тем молодым человеком.
- Я ничего не видел и не слышал, - заявил мотоциклист, - Я здесь только что остановился, у меня что-то случилось с мотоциклом. По-видимому, испортилась свеча.
- В вашем объяснении, молодой человек, кое-что не соответствует действительности, - сказал инспектор Варнике. Я хотел бы пожелать вам приятного аппетита на тот случай, если во время праздника вместо гуся вам придется довольствоваться тюремной похлебкой.
Почему инспектор Варнике заподозрил молодого человека в соучастии в краже?
 
(При езде свеча разогревается до температуры возгорания бензина, поэтому в руках ее удержать невозможно).
 
2 история. Разбитая ваза.
 
 
 
Вчера я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате у жены что-то упало. Я бросился туда и увидел, лежащую на полу старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. Ваза была разбита. В этот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним. Но, как только я оказался на улице, стекла моих очков тотчас запотели. Вы ведь знаете, что сейчас у нас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Я очень прошу вас разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеривался ограбить нашу квартиру. К тому же, как объясню жене – а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ее ваза оказалась разбитой?
- Я не могу понять, почему вы, господин Вольдемар. Так боитесь своей жены. Вы вот пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы просто расскажите жене, как все произошло.
Почему инспектор Варнике отказался расследовать это происшествие?
 
(Очки запотевают, когда человек с улицы заходит в теплую комнату, а не наоборот).
 
3 история. Деревянная трость.
 
Шерлок Холмс пошарил на дне ящика и вытащил деревянную трость.
“Торговец – мошенник мне доказывал, что ходил с этой тростью без малого 15 лет. Мне пришлось доказывать ему, что она сделана совсем недавно. Я отпилил от трости кусок и проделал опыт. С помощью которого убедился, что она сделана из только - что срубленного дерева”.
В чем заключался опыт Шерлока Холмса?
(Отпилить кусок трости и бросить его в камин. Сырое дерево при горении дает много дыма и горит плохо, потрескивая. Кроме того, если дерево плохо просохло, то на ненагреваемом конце выделяется вода, в то время, как другой конец начинает сохнуть и загорается).
 
4 история. На покинутой даче.
 
С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче неким З., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года З. позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал З. Тот рассказал следующее: “Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смого увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал”.
Все ясно, - ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас следовать за мной.
Почему инспектор Варнике заподозрил З. в краже?
(Стекла окон замерзают изнутри квартиры, т. к. теплый воздух комнаты, соприкасаясь с холодными стеклами, охлаждается до точки росы).
 
 
Вопросы болельщикам.
 
1. Почему в мороз снег скрипит под ногами?
(Ломаются сотни тысяч снежинок – кристалликов).
 
2. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта сначала зимы толстым слоем снега, а другая половина – была расчищена для катания на коньках. На какой половине катка толщина слоя льда больше?
(Толщина слоя льда больше на очищенной, т.к. снег рыхлый и предохраняет воду от промерзания).
 
3. В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее. Почему?
(Площадь поверхности листа большая, поэтому испаряется много влаги. При испарении тепло забирается из воздуха).
 
4. Почему у грязной лужи белая ледяная поверхность слоя?
(Температура замерзания чистой воды и воды с примесями различна, т.к. примеси имеют плотность больше воды, то они будут оседать на дно. Вначале будет замерзать тот слой, в котором осели примеси).
 
5. Почему, если дыхнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады.
(Выдыхаемый воздух теплее поверхности руки и может ее нагреть. Но если струя воздуха быстро движется, с поверхности руки происходит усиленное испарение влаги, вследствие чего получается охлаждение).
 
6. Все знают: сделать в стекле отверстие – дело довольно трудное. Стальное сверло быстро нагревается и перестает резать. Чтобы избежать этого, достаточно поместить стекло в ванночку с водой. А если стекло большое, достаточно соорудить на нем небольшое “озерцо” с пластилиновыми “берегами” и выполнить сверление.
(При сверлении совершается работа и сверло быстро нагреваются. У воды большая удельная теплоемкость и при сверлении выделяющееся тепло будет забирать вода, нагреваясь при этом).
 
7. У железа или стали удельная теплоемкость значительно больше, чем у меди. Почему же паяльники делают из меди, а не из стали или железа?
(Медь обладает лучшей теплопроводностью, чем железо или сталь. Благодаря хорошей теплопроводности меди припой и материал, на который наносится припой, быстро нагревается. Медь также хорошо смачивается припоем и это создает удобства в работе).
 
8. Зачем в гараже рядом радиатором зимой ставят большой таз с водой? (При приближении температуры воздуха до температуры замерзания воды сосуд, наполненный водой служит резервуаром тепла. Когда в нем начинается образовываться лед, освобождается достаточно большое количество тепла, благодаря чему дальнейшее охлаждение помещения задерживается).
 
9. Почему при вколачивании гвоздя в дерево шляпка его мало нагревается, а когда гвоздь вбит, достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку? (Когда гвоздь перемещается, небольшая часть кинетической энергии молотка превращается во внутреннюю энергию гвоздя и дерева и шляпка слабо нагревается. Когда гвоздь вбит, то большая часть кинетической энергии молотка превращается во внутреннюю энергию шляпки гвоздя. При этом температура значительно повышается).
 
 
3-й тур “ Законы физики и организм человека»
 (блиц-турнир)
 
  • Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом? (С горячей водой грелка охлаждается дольше).
  • Почему люди, одетые в прорезиненную одежду, трудно переносят жару? (Из-за слабого испарения пота уменьшается теплоотдача, организм перегревается).
  • Какой воздух легче – влажный или сухой? Почему? (Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18 г/моль, а воздуха 29 г/моль).
  •  Сильная жара труднее переносится во влажных и болотистых местах, чем в сухих. Причина? (Из-за слабого испарения пота уменьшается теплоотдача, организм перегревается).
  •  Почему у альпинистов, пребывающих даже в короткое время в высокогорных районах, сильно и быстро загорают лица? (Воздух сильно разряжен и гораздо чище по составу, нет пыли, ультрафиолетовые лучи быстрее воздействуют)
  •  Почему в горных районах, расположенных на высотах более 3500м. над уровнем моря, даже у здоровых людей появляется одышка, головокружение и сердцебиение? (Развивается высотная (горная) болезнь, вызванная снижением атмосферного давления)
  • Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголённый электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку? (Ток, проходя по мышцам, вызывает их сокращение. Если взяться ладонью, то ладонь сжимается, поэтому электрики касаются провода тыльной стороной – руку отбрасывает).
 
4-й тур “ Устное народное творчество, с точки зрения физики»
 
  1. Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”?
Ответ. Да, скорость пули больше, чем скорость звука.
  1. Что имеют в виду, когда говорят: “Пошло дело, как по маслу”?
Ответ. Уменьшение силы трения.
  1. О каком явлении гласит пословица: “Ему и беда, что с гуся вода”?
Ответ. Несмачиваемость.
 
  1. На какое явление намекает поговорка: “Как соломинка и янтарь”?
Ответ. Электризация тел.
 
  1. Какое явление описано в пословице: “Сполох красиво играет, да не греет”?
Ответ. Полярное сияние.
 
  1. О чём спрашивается в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”?
Ответ. Тень.
 
  1. Какое явление подмечено в пословице: “Волна, набежав на волну, набирает силу”?
Ответ. Интерференция.
 
  1. О чём говорит пословица: “Мир – как ветряная мельница: без устали вращается”?
Действительно ли падают звёзды?
Ответ. Нет, это метеоры.
 
  1. О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”?
Ответ. Эхо.
 
  1. Какой самый главный физический закон скрыт в пословице: “Человек неученый – что топор неточёный”?
  2. Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление?
Ответ. Испарение.
 
  1. О чём говорит пословица: “Правда, что масло везде наверх всплывает”.
Ответ. Несмачиваемость.
 
      13. О каком явлении идёт речь в пословице: “Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде”?
Ответ. Относительность движения.
 
  1. Рефлексия. Подведение итогов, награждение.
Задание всем учащимся 9-10 классов: написать эссе «Физика в моей жизни»
 
 
 
Игра «За страницами учебника физики»
Участники – ученики 7-8 классов.
 
Лирики о физике
 
1. Из русской сказки “Лисичка - сестричка и серый волк”. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: “ Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка и мала и велика!”. Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: “ Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!”. Хвост и примерз. Каким путем покинуло тепло хвост волка?
(Излучением).
 
2. Из алтайской сказки “ Горностай и заяц”. Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт. Влияло ли на нагревание воды то , что котел был покрыт “ ста слоями сажи”?
(Да, так как сажа пористая, то нагревание воды будет происходить медленнее.)
 
3. “Дед Яков позвал к себе Сережу и Олега.
Нет у меня сына, - сказал он, чтобы передать ему рукомесло мое … Вам, ребятишки, скажу, почему в кувшинах моих вода холодеет. Может, оно вам в жизни сгодится. Кульбабу знаете?
Знаем, - ответил Сережа. Кульбабой называют одуванчик.
- Летучки с нее нужно в глину замесить. Из расчета две полных жмени на кувшин. В горне они сгорят…”
Зачем нужно в глину замешивать летучки от одуванчиков?
(Когда летучки сгорят в горне, то останутся в глине крошечные дырочки, сквозь которые вода начнет вытекать и испаряться, охлаждая при этом воду в кувшине).
 
Конкурс загадок
 
1. Как-то раз спросили розу,
    Отчего, чаруя око,
    Ты колючими шипами
    Нас царапаешь жёстко?
(Остриё шипа имеет очень малую площадь сечения)
 
2.  Почему воздушный шар
     Днём поднять труднее?
     Ночью этот стратостат
     Ввысь летит скорее.
(Подъемная сила воздушного шара зависит от разности плотностей газа, которым надувают шар, и окружающего воздуха. Эта разность ночью, естественно больше. Если запуск шара днём происходит в солнечную погоду, то в этом случае солнечные лучи нагревают газ в шаре, увеличиваются его объём и подъемная сила).
 
3. Тебе по болоту ходить довелось?
    Легко тебе было? Вот то-то!
    Тогда почему же огромнейший лось
    Так просто бежит по болоту?
(Копыта лось раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало).
 
4. Бортпроводница очень мило
    Перед отлётом попросила
    Из ручек вылить все чернила.
    Зачем ей это надо было?
(На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли. Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).
5. Какая физическая ошибка допущена.
    Она жила и по стеклу текла,
   Но вокруг её морозом оковало,
   И неподвижной льдиной капля стала,
   А в мире поубавилось тепла?
(При превращении воды в лёд выделяется, а не затрачивается теплота)
 
Конкурс пословиц и поговорок
 
Подобрать пословицы и поговорки, содержанию которых можно дать физическое объяснение.
Н-р:     1. Яблоко от яблони недалеко падает.
            2. Не пойманная рыбка всегда больше кажется.
            3. Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить.
            4. Как аукнется, так и откликнется.
            5. Куй железо, пока горячо.
            6. Тиши едешь – дальше будешь. и т.д.
 
 Песенный конкурс                   
 
Назвать песни, в которых упоминается какое-либо физическое явление.
Н-р:     1. Ой, реченька туманная….
            2. Дождик босиком по земле прошёл….
            3. Голубой вагон бежит, качается….
            4. Дружба крепкая не сломается от дождей и вьюг….
            5. Мы едем-едем в далёкие края….
            6. Маленькой елочке холодно зимой….
            7. Упала шляпа, упала на пол….и т.д.

  

Игра «Физики тоже шутят»

Подготовка к игре: играют две  команды учащихся 11 класса, остальные учащиеся – болельщики.

 

Добрый вечер, дорогие друзья!

Наше приветствие, быть может, звучит несколько банально, но нам очень хочется, чтобы собравшиеся в этом зале было доброе, весёлое настроение, ведь наше кафе не совсем обычное. Мы хотим утвердить тему «Учёные умеют шутить».

Мы считаем её важной.

Применив к словам Наполеона Бонапарта « От великого до смешного – один шаг» переместительный закон сложения, мы получим фразу «От смешного до великого – один шаг».

Однажды на лекции известного русского учёного, основоположника эволюционный палеонтологии В.О.Ковалёвского, один студент из озорства пропел петухом. Профессор достал из своего кармана часы и проговорил: «Да-да, это так. Инстинкт низших животных, как это убедительно доказано наукой, безошибочен».

Канадский физиолог Г.Селье пришёл к утверждению, что мыслительная энергия в коре головного мозга человека эквивалентна  физической энергии, содержащийся в атомном ядре. Значит, теоретически творческие возможности человека не ограниченны. Никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже и близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг наш работает на ничтожную долю своей мощности. Мы же ленимся заниматься «интеллектуальной» гимнастикой. Интеллектуальные игры как раз и позволяют раскрыть свои потенциальные возможности, способности.

Итак, начинаем….

 

"Пойми меня"
Определите, о ком идет речь:
А.(Альберт Энштейн)
1. Один из ученых сказал ему: "Из Вас никогда ничего путного не выйдет". Но уже в это время он становится первым учеником по точным наукам.
2. В 1933 году он выходит из состава Берлинской государственной академии наук. В этом же году перед зданием Берлинской оперы запылали костры из книг, среди которых были и его. Нацисты за его голову обещали награду в 50000 марок.
3. Однажды в гостях 18-летняя девушка спросила его: "А кто Вы, собственно говоря, по специальности?" - "Я посвятил себя изучению физики" - ответил седовласый ученый. "Как, в таком возрасте Вы еще изучаете физику? - удивленно воскликнула девушка. - Я и то разделалась с ней больше года назад"
4. На вопрос почему именно он стал создателем теории относительности?" он отвечал: "Нормальный взрослый человек едва ли станет размышлять о проблемах пространства и времени. Он полагает, что разобрался в этом еще в детстве. Я же, наоборот, развивался интеллектуально так медленно, что, только став взрослым, начал размышлять о пространстве и времени. Понятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивающиеся в детстве."
5. "Общая теория отностительности"
Теория броуновского движения
Квантовая теория света
Квантовая теория теплоемкости
Любой из этих работ было бы достаточно, чтобы обессмертить имя автора.
Б. (Вильгельм Рентген)
1. Долгое время он не верил в существование электрона, и даже запретил в своем физическом институте упоминать это слово.
2. В 1901 году он стал первым нобелевским лауреатом в области физики. Из-за своей застенчивости отказался от доклада, обязятельного при вручении премии.
3. В 1896 году не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти его жены с обручальным кольцом на пальце.
4. 20 января 1896 г. американские врачи с помощью его лучей впервые увидели перелом руки человека. С тех пор его открытие вошло в арсенал медицины.
В. (Эрнест Резерфорд)
1. Однажды он не явился на заседание Британского комитета борьбы с подводными лодками ( это было в конце II мировой войны). Когда его упрекнули в этом, он в резкой форме ответил: "Я был занят экспериментами, из которых следует, что атом можно искусственно разделить. А такая перспектива значительно важнее, чем война!"
2. За научные достижения был удостоен звания "лорд Нельсон"
3. Великий учитель, воспитавший многих ученых, ставших позже Нобелевскими лауреатами.
4. Автор планетарной модели атома.

Подшучивая над американским физиком Робертом Милликеном, его сотрудники предложили ввести новую единицу – Кен – для измерения разговорчивости. Её тысячная часть милликен – должна была превышать разговорчивости среднего человека.

Об «экспериментальных способностях» великого советского физика-теоретика Л.Д. Ландау ходили легенды: стоило ему появиться в лаборатории, как установки выходили из строя, разбивались стеклянные колбы, портились приборы. Физики  не могли установить причины – то ли Дау боялся эксперимента, то ли эксперимент боялся его. На всякий случай Дау просили класть руки на спинку стула.                      

Вы, очевидно знаете. Что академик П.Л. Капица проходил стажировку у Резерфорда. Попасть к профессору было очень трудно. Капица узнал, что у Резерфорда в лаборатории только 30 мест и все были заняты стажерами. Пётр Леонидович не растерялся: «Профессор, если вы возьмёте меня, то нас будет 31; то есть погрешность меньше 3%, а такая ошибка хорошо согласуется с данными эксперимента.                                         

Выдающийся немецкий физик Вильильм Конрад Рентген полечил письмо с просьбой прислать……..несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к профессору у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же переписка их – дело очень сложное. Считаю, мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».                       

На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: «Некоторый человек имеет некоторый определённый горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».

«Кроссворд»

Ответить на вопросы и составить кроссворд (сканворд). Вопросы подготовить на карточках.

1.         Уроженец острова Самос, он по преданию, много путешествовал, встречался со многими учёными своего времени, в том числе со знаменитым Заратустрой, создал свою школу философий. В связи с какой одеждой, совершенно, кстати, на принятой у древних греков, часто упоминается его имя?     

Ответ: Штаны (Пифагор)

2.         Его болезнь психиатры определили как «ностальгический лунатизм». Он единственный человек в мире с таким диагнозом. Кто он?

            Ответ: Полковник ВВС США Нейл Армстронг

3.         Не смотря на то, что этот человек не был известным музыкантом, услышав однажды его игру на благотворительном концерте, известный виолончелист Григорий Пятигорский даже снизошел до отрыва: «Относительно хорошо». Кто этот человек? 

            Ответ: Альберт Эйнштейн

4.         Очень известные физик и химик, кроме науки, занимался ещё вопросами воздухоплавания, а также много времени уделял переплётному делу и ….. изготовлению чемоданов. Однажды учёный покупал в лавке материалы. - Кто это? – спросили лавочника. – Неужели не знаете? – удивился тот, - известный чемоданных дел мастер. Кто же это?

            Ответ: Д.И. Менделеев

5.         Почему любимого учителя в лаборатории Резерфорда ученики называли «крокодилом».

            Ответ: Крокодил – единственное

6.         На памятнике великому гражданину Америки, физику и дипломату, вырезана надпись: «Человек, отнявший молнию у небес и власть у тиранов». Кто этот человек?

            Ответ: Бенджамин Франклин

7.         Он с отличием окончил университет, где самостоятельно провёл ряд опытов по электромагнитным волнам. Как-то он работал на огороде, и тут пришла мать и сообщила радостную весть, что ему присуждение «стипендия 1851 года». Услышав о стипендии, он бросил лопату и воскликнул: «Это последняя картошка, которую выкапываю». Кто этот великий физик?

            Ответ: Эрнст Резерфорд

8.         В физике, кроме научных терминов для лучшего понимания учёные часто вводят образы. Скажите, кто из физиков придумал выражение «Кекс с изюмом» и для обозначения чего?

            Ответ: Томпсон, атомная система 

Пока команды работают,  в зале объявляется презентация рекордов.
 
Презентация рекордов
  1. преодоление силы тяготения.
Нужно прыгать в сторону, кто дальше прыгнет.
Присваивается звание «чемпион по прыжкам в левую сторону»
  1. рекорд по выполнению закона паскаля.
Участникам выдаются воздушные шары, чей шар больше, тот и победил.
Присваивается звание «чемпион по выдуванию воздушных шаров»
  1. в течении двух минут потереть руки друг о друга. Затем участникам раздаются ложки, у кого держится на ладони, тот и победил.
Присваивается звание «чемпион по магнетическим способностям»
 и т.д. («чемпион по электрическому сопротивлению», «чемпион по выдуванию мыльных пузырей»).
Победители награждаются соответствующими дипломами.
 
«Ассоциация»
 
Капитану каждой команды нужно написать слова, с которыми у него ассоциируются такие словосочетания
- урок физики
- контрольная работа.
Команда также пишет свои ассоциации. Жюри учитывает количество совпадений.
 
Пока команды работают,  в зале продолжается  презентация рекордов.
 Демонстрация броуновского движения
Все танцуют под быструю музыку. Выделяют самую активную броуновскую частицу.
 
«Домашнее задание»
Накрыть стол к чаю с как можно большим числом геометрических фигур и физических явлений, объяснить их.
 
Подведение итогов, награждение победителей. Заканчиваем вечер песней .

 

Физическая  прощальная
 
В школьном зале становится тихо,
Уж окончен физический бал…
Загадали загадки мы лихо,
Победил тот, кто все отгадал.
 
Где тут сказка, а где тут намёки, -
Догадайся, реши, докажи!
Разберёмся потом на уроке,
Ты ,учитель, чуть-чуть подскажи.
 
Траектория наших движений
В бесконечную даль уведёт,
Но родимой Земли притяженье
Нас удержит, поможет, спасёт.
 
Расстаёмся, друзья,
А в душе осталась школа,
Дружбы трепетной свет
На ближайшие двести лет.

modul1

© 2019. Мы любим нашу школу! Cайт создан Слободянюк О.М. .