ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЁДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МЕНЮ

Методическая разработка урока литературы в 11 классе по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Тема: «Нет памяти, нет жизни».

Цель: 1) познакомить с жизнью и творчеством В. Г. Распутина;

           2) на материале повести «Прощание с Матёрой» содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности;

3) продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно-следственные связи;

4) способствовать активизации мыслительного процесса, поиска путём информативно-проблемных вопросов;

5) способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

6) чувства ответственности за слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Технология: арт-технология (предметное рисование)

Оборудование: тексты, портрет писателя, ватманы, фломастеры, таблицы.

Ход урока

№, Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Примечания

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок, посвящённый 75-летию Валентина Григорьевича Распутина. Сегодня на уроке мы немного поговорим о жизни и творчестве писателя, а также познакомимся с его повестью «Прощание с Матёрой» и частично проанализируем её.

Готовятся к уроку

 

II.Слово учителя о жизни и творчестве В.Распутина

 

Частичная запись лекции

 

III. Анализ произведения «Прощание с Матёрой»

Творчество писателя не будет нам понятно, пока мы не рассмотрим его произведения. Перед нами его повесть «Прощание с Матёрой». Проанализируем мы её в рамках темы «Нет памяти, нет жизни».

  1. 1)Как вы понимаете это высказывание?

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделились на группы: у каждой группы ватман, фломастеры. По мере анализа заполняем, схематически рисуем, ключевые слова записываем в тетрадях.

 

 

  1. 2)Перед нами название произведения, что значит «Матёра»? Что это такое?

Матёра – остров, деревня, расположенная утюгом. Последнее лето, церквушка, мельница, листвень, хозяин острова, Подмога.

Рисуем Матёру

 

  1. 3)Какие ассоциации вызывает слово «прощание»?

Строится ГЭС, остров будет затоплен, жителей вывозят. Это прощание с островом, с жизнью до строительства ГЭС.

Отмечают на рисунках ГЭС

IV.Работа по группам

Кто же  прощается с островом, с деревней? Какие герои?

 1группа – молодёжь: Петруха, Андрей и Павел, Кл. Стр.

2 группа – прощание бабки Дарьи с избой, Настасья и Егор

Ребята анализируют поведение героев, делают выводы, с которыми выступают.

1 группа: Эти герои (Петруха и Кл.) делают всё ради денег, им доставляет радость переезд, не думают о малой родине.

Павел – 50летний, переживает, т.к. жил всю жизнь в деревне, но у него семья, понимает необходимость переезда. Андрей меньше переживает, идёт на строительство ГЭС, не прощается с островом, современный молодой человек.

2 группа:

Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать, отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: У кого нет памяти, нет жизни». Так и Настасья прощается с домом, с каждой вещью, как с живыми, тяжело.

Рисуют героев

V.Работа со словарём

Что такое память?

 

Работа с текстом. Сцена разорения кладбища.

Кто разоряет? Как относятся к этому жители? Что они защищают? Почему так важно сохранить кладбище?

Кладбище всё равно осталось разрушенным – его сожгли.

А царь-дерево листвень?

Работают по словарю Даля и Ожегова.

Кладбище – это тоже память. Память о родных и близких. Разрушение кладбища – разрушение основной ценности – памяти. Дарья плачет на сожжённой могиле, её зовут, попрекают умершие.

 

Он так и не поддался ни топору, ни пиле, ни огню. Это центр острова, его сущность. И так же бабка Дарья: ничем её не сманишь с острова, он останется на родине до конца.

Это могло быть в д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксируем на рисунках эти сцены.

VI.Выводы

Чем же заканчивается эта повесть? Почему её финал открыт?

Темнота, катер, туман, последние разговоры. Мы не знаем, что нас ждёт в будущем.

Зарисовка

VII. Рефлексия

1)Синквейн по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Повесим плакаты, защищаем.

 

3)Делаем общий вывод: Почему же, если нет памяти, нет жизни?

1 группа – Матёра, сильная, могучая, живёт, дышит, погибнет, у Матёры славная судьба, память.

2 группа – память, вечная, теряющаяся, сохранится, останется, потеряется, память живёт в сердцах людей, любовь к родине.

 

 

 

 

Ответы учеников.

Запись

VIII. Оценки

Вспомните слова Лихачёва Д.: «Память – наше богатство. В ней заключено историческое прошлое народа. Это и генетическая память. От поколения к поколению. Она противостоит уничтожающей силе времени – преодоление времени, преодоление смерти. Нравственное значение. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками.

 

Выставление оценок индивидуально

IX.Домашнее задание

Написать эссе «Что дала мне встреча с Матёрой?»

 

 

 

 

 

Арт-технологии на уроках литературы

Конспект урока в 11 классе «А. Ахматова «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога».

Цели: 1)рассмотреть особенности жанра и композиции произведения;

            2)показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве А. Ахматовой;

            3)анализ художественных средств, использованных А. Ахматовой в поэме «Реквием».

Технология: арт-технология.

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, предметное рисование.

Оборудование: текст произведения А. Ахматовой «Реквием», листы формата А4, фломастеры, карандаши.

Ход урока.

  1. I.Организационный момент.
  2. II.Актуализация знаний. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу над анализом произведения А. Ахматовой «Реквием». Частично проанализируем основные части поэмы.

Для начала вспомним, что такое «реквием». (Ответы учеников).

На прошлом уроке мы узнали из истории создания поэмы, сегодня рассмотрим её жанр и композицию.

  1. III.Особенности жанра и композиции.

Мы знаем, что жанр данного произведения – поэма. Назовите особенности этого жанра. (Это большое стихотворное произведение на историческую, героическую, возвышенную лирическую тему.)

- Соответствует ли данное произведение этому жанру? (Да).

- Какова историческая тема поэмы? (1935-1940гг.- время репрессий, сталинское время)

- Какие исторические факты есть в данном произведении? (тюрьма «Кресты», очереди на свидание, «чёрные маруси»).

- Каким образом построена данная поэма, какова её композиция? (Ответы учеников)

Дополнительно. Поэма состоит из нескольких смысловых планов.

1 план – личное горе героини, воплощённое в картине внутренних переживаний, так и в описании обстановки ночного ареста близкого человека (арест сына – Л. Гумилёва, мужа – Н. Пунина, а также друга и собрата по перу – О. Мандельштама).

2 план – голос автора сливается с голосом тысяч репрессированных женщин-матерей, жён репрессированных, сестёр. Ахматова говорит за своих «невольных подруг» и одновременно о них и за них.

3 план – судьба лирической героини как символ эпохи. Отсюда – тема «памятника», но здесь «памятник страданию и состраданию»

4 план – соотносит горе матери с надвременной новозаветной драмой – крестными муками Христа и соприсутствия при этом Богоматери («Распятие»).

Эпиграф к поэме взят из своего стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…» (1961г.)

Ещё раз о композиции в целом (один из учеников).

  1. IV.Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

1)Чтение эпиграфа. Совместное обсуждение.

- уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, точно и лаконично отразивший гражданскую и творческую позицию автора: Нет, и не под чуждым небосводом,

                                                                              И не под защитой чуждых крыл, -

                                                                              Я была тогда с моим народом,

                                                                              Там, где мой народ, к несчастью, был.

Дважды повторяется слово «чуждый» - «народ», что усиливает прочность сплочения судеб народа и его поэта, проверяет общим для них несчастьем. (впервые опубликован в журнале «Знамя», 1987г.)

Т.е. с самого начала автор подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористических строках эпиграфа.

Поэма – овеществлённая клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником («Вместо предисловия»).

2) Ребята делятся на две группы (ещё в начале урока). Каждая группа рассматривает ключевые слова, художественные средства, готовит итоговый рисунок-вывод к анализируемой части.

I группа – анализ  «Посвящения».

IIгруппа – анализ «Эпилога».

3) Выводы по групповой работе.

1 группа. Чтение «Посвящения». Эта часть содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Эта конкретность соединена с высоким обобщением. Поэтому закономерным становится введение в текст образов, восходящих к отечественным «первенцам свободы» и Пушкину: «Но крепки тюремные затворы,/ а за ними каторжные норы и смертельная тоска». Основной художественный приём – эпитет, а также метафоры, олицетворения, сравнения, повторы, которые помогают нам проникнуть, прочувствовать данное событие.

2 группа. Чтение «Эпилога». «Эпилог» поэмы пронизывает мотив заступничества. Он углубляется упоминанием «широкого покрова», сотканного для людей. Страдания не искупит даже смерть, невозможно забыть «громыхание чёрных марусь», «забыть, как постылая хлопала дверь,/ И выла старуха, как раненый зверь». Устами поэта гласит народ, об этом напрямую говорится в поэме: «И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ…». Данная часть также насыщена эпитетами, метафорами, сравнениями, повторами.

Здесь смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей.

  1. V.Итоги урока. Рефлексия.

- Что мы узнали на уроке? Какова роль поэмы «Реквием» в судьбе России?

- Сделайте вывод в виде синквейна: 1 группа – Поэма (как жанр), 2 группа – Реквием.

- Оцените себя.

- Оценки за урок.

  1. VI.Домашнее задание.

Принести сборники стихотворений А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, подготовиться к контрольному сочинению.

1 группа.

2 группа

 

 

 

 

© 2020. Мы любим нашу школу! Cайт создан Слободянюк О.М. .